Прочее

Доклад на видеоконференции

Доклад на видеоконференции старшего инспектора КСП Е.Ю.Пеньковой

Уважаемые председатель и приглашенные!

В 2013 году Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с муниципальными контрольно-счетными органами проведено мероприятие по анализу эффективности использования бюджетных средств и имущества муниципальными унитарными предприятиями Кировской области за период с 2010 по 2012 год.

В рамках данного мероприятия муниципальными контрольно-счетными органами проверены 30% муниципальных унитарных предприятий,  проведен анализ финансово-бухгалтерской отчетности администраций муниципальных образований и унитарных предприятий.

Контрольно-счетной палатой сформирован отчет об итогах аудита на основе анализа и обобщения предоставленных муниципальными контрольно-счетными органами актов и отчетов.

Муниципальные унитарные предприятия (далее – предприятия, МУПы) зарегистрированы в 42 муниципальных районах и городских округах области. В Кильмезском, Сунском и Фаленском районах унитарные предприятия отсутствуют.

На 1 января 2013 года общее  количество муниципальных унитарных предприятий составило 206 единиц (из них 9 МУПов находятся в процедуре банкротства). За три года количество предприятий сократилось незначительно,  на 45 единиц.

Более половины от общего количества унитарных предприятий (54%)  осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Такие предприятия имеются в 80% муниципальных образований области. Доля их в общем объеме услуг ЖКХ  достигает в отдельных муниципальных образованиях 80-100%.

В сфере ЖКХ кроме унитарных предприятий, в основном в крупных муниципальных образованиях,  осуществляют деятельность также частные коммерческие организации (в Котельничском, Советском, Юрьянском, Яранском районах, г. Слободском).

Объекты ЖКХ находятся в муниципальной собственности и развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального обслуживания зависит, прежде всего, от принимаемых собственником имущества решений о способе использования данных объектов: либо передача их в хозяйственное ведение муниципальному предприятию либо в аренду частной организации на конкурсной основе.

Аудит показал, что именно в сфере ЖКХ сосредоточены в преобладающем количестве (60%) убыточные предприятия.

По итогам 2012 года убыток убыточных предприятий ЖКХ составил 134 млн. рублей, а общий размер чистой прибыли 95 млн. рублей.

Увеличиваются просроченная кредиторская и дебиторская задолженность унитарных предприятий, при этом 99% от общей суммы  – это задолженность предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

Совокупный размер просроченной дебиторской задолженности предприятий ЖКХ по итогам 2012 года составлял 370 млн. рублей, кредиторской - 576 млн. рублей.

На рост показателей просроченной дебиторской и кредиторской задолженности у предприятий ЖКХ повлияли:

опережающий рост цен на топливо, электроэнергию, материалы и услуги над ростом устанавливаемых тарифов на коммунальные услуги, ограниченных государственным регулированием;

значительный объем задолженности населения и организаций перед муниципальными предприятиями, в том числе невозможной к взысканию.

Как положительный момент следует отметить: в ходе аудита установлено, что около трети предприятий сферы ЖКХ осуществляют иные виды деятельности, в том числе лесозаготовка и лесопереработка, строительство, предоставление транспортных услуг населению, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, дорожная деятельность и прочие. Доходы от дополнительных услуг позволяют покрыть убытки от основной деятельности.

За три года средства местных бюджетов в виде взносов в уставные фонды  в общей сумме 49  млн. рублей предоставлены 15 унитарным предприятиям.

По итогам 2012 года совокупный размер уставных фондов унитарных предприятий составил 445 млн. рублей, из них 73% общего объема средств сосредоточено в предприятиях сферы ЖКХ.

Более распространенным видом поддержки деятельности унитарных предприятий с целью покрытия убытков в 28% муниципальных районов и городских округов является предоставление им субсидий и дотаций из местного и областного бюджетов. Ежегодно объемы бюджетных средств, направляемых на данные цели, увеличиваются - за три года в 2 раза, а общая сумма субсидий и дотаций составила 829 млн. рублей.

Средства бюджетов выделяются в основном предприятиям жилищно-коммунального хозяйства (63%) и предприятиям транспортного хозяйства (32%).

В сфере транспортного хозяйства осуществляют деятельность 14% от общего количества предприятий в 50% муниципальных районов и городских округов.

Уровень конкуренции в транспортном хозяйстве выше, чем в сфере ЖКХ, и имеет более сложный характер. Унитарные предприятия вынуждены конкурировать как с лицензированными перевозчиками, так и с нелегальными, в том числе и по уровню сервиса предоставляемых услуг.

В то время как ценовая конкуренция между лицензированными перевозчиками ограничена тарифным (государственным) регулированием пассажирских перевозок,  недобросовестная конкуренция со стороны нелегальных перевозчиков снижает количество перевозимых унитарными предприятиями пассажиров и приводит к снижению получаемых доходов и, как следствие, финансового результата унитарных предприятий.

На проблему наличия нелегальных перевозчиков на социальных маршрутах Контрольно-счетной палатой обращалось внимание в 2012 году при проведении анализа системы формирования сети социальных маршрутов, и использования  средств областного бюджета на эти цели.

Одним из источников покрытия убытков от пассажирских перевозок является осуществление отдельными автотранспортными предприятиями иных видов деятельности (услуги автосервиса, автостоянки, технического осмотра, хранения и складирования, торгово-закупочная деятельность).

Деятельность унитарных предприятий в иных отраслях (сельское и лесное хозяйство, торговля, бытовое обслуживание и других сферах) не носит массового характера, как правило, не выполняет  социальной нагрузки, имеет сугубо коммерческую направленность, их сфера деятельности является высоко конкурентной.

Аудит показал, что только 50% муниципальных унитарных предприятий в течение последних трех лет имели положительный финансовый результат.

Не смотря на отсутствие чистой прибыли руководителям предприятий Вятскополянского, Кикнурского, Котельничского, Лузского, Нолинского, Омутнинского, Орловского, Юрьянского, Яранского  районов, ЗАТО Первомайский, а также г. Кирово-Чепецка выплачивалось вознаграждение по результатам работы за год.

Доходность унитарных предприятий остается низкой. Ежегодные отчисления в местные бюджеты за последние три года не превышали 0,5-0,6% в общей сумме неналоговых доходов местных бюджетов.

Общая сумма перечисленных предприятиями денежных средств в местные бюджеты за три года составила 53 млн. рублей.  

При этом в 40% муниципальных районов и городских округов платежи в бюджеты перечисляются унитарными предприятиями несвоевременно. Это Афанасьевский, Верхошижемский,  Вятскополянский, Даровской, Зуевский, Кирово-Чепецкий, Куменский, Мурашинский, Нолинский, Омутинский, Санчурский, Слободской, Унинский, Уржумский, Шабалинский районы и г. Слободской.

На унитарных предприятиях занято более 8 тыс. человек, 70% от общего их количества осуществляют трудовую деятельность на предприятиях сферы жилищно-коммунального хозяйства. Численность работников за три года остается стабильной, но обращает на себя внимание низкий уровень их заработной платы.  Средняя заработная плата персонала на начало 2013 года составила 10 тыс. рублей, руководителей – 23 тыс. рублей. За три года рост заработной платы составил в среднем 20%.

Кроме того, на 7 предприятиях в Афанасьевском, Верхнекамском, Оричевском, Подосиновском, Унинском, Яранском районах  имеет место задержка выплаты заработной платы работникам. Общая сумма просроченной задолженности составила 1 млн. 600 тыс. рублей.

Результаты аудита показывают, что в 40% муниципальных районов реестры муниципального имущества ведутся с нарушением законодательства, содержащиеся в них данные не являются полными и актуальными:

в реестрах не учитываются муниципальные унитарные предприятия;

не отражаются объекты имущества, закрепленные за предприятиями;

характеристики объектов имущества в реестрах не совпадают с данными бухгалтерского учета на предприятиях, и своевременно не актуализируются.

Вышеуказанные нарушения отмечены в Верхнекамском, Верхошижемском, Вятскополянском, Зуевском, Кирово-Чепецком, Куменском, Малмыжском, Нагорском, Немском, Нолинском, Опаринском, Орловском, Подосиновском, Слободском, Уржумском, Яранском районах и г. Слободском.

В течение трех лет на предприятиях не проводилась обязательная инвентаризация имущества в Богородском, Верхнекамском, Верхошижемском, Даровском, Зуевском, Куменском, Лебяжском, Малмыжском, Нагорском, Унинском районах.

Это приводит не только к искажению данных об имуществе в реестрах, но и к возникновению рисков утраты имущества.

Муниципальное имущество, закрепленное за унитарными предприятиями, общей балансовой стоимостью 4 млрд. 600 млн. рублей используется неэффективно.

Имущественный фонд характеризуется изношенностью,  незначительным обновлением, наличием неиспользуемых объектов, которые из-за неликивидности невозможно продать либо передать в эксплуатацию третьим лицам.

Результаты аудита показывают, что значительный износ имеет имущество автотранспортных предприятий и предприятий ЖКХ.  Высокую степень износа (более 70%) имеют автобусные парки,  водопроводные и канализационные сети, котельные и другие объекты ЖКХ. Требуются капитальные вложения на ремонт и замену основных производственных фондов.

В большинстве районов отмечено наличие на предприятиях неиспользуемого имущества, и его количество ежегодно увеличивается.  Так, площадь неиспользуемых объектов недвижимости увеличилась за три года в 2 раза.

В  п. Макарье Котельничского района  не работают очистные сооружения, отключенные из-за долгов предприятия за электроэнергию.  В п. Светлый Котельничского района по аналогичной причине очистные сооружения не работают свыше 7 лет, а водоотведение направлено в лес, мер со стороны администрации района не принимается.

В 30% муниципальных районов и городских округов установлены  факты совершения унитарными предприятиями сделок по распоряжению муниципальным имуществом с нарушением законодательства. Продажа имущества, его списание, передача в аренду происходят без  согласования с собственником, без проведения обязательной независимой оценки, без проведения торгов, без юридического оформления правоотношений. Кроме того, имеются случаи заключения сделок, в которых имеется личная заинтересованность, без согласования с собственником. Данные факты влекут снижение дополнительных, позволяющих покрыть убытки от основной деятельности, доходов унитарных предприятий.

В Малмыжском районе при продаже здания лесостолярного цеха одновременно со зданием покупателю неправомерно передано находившееся в цехе оборудование. На продажу данного оборудования у предприятия не только не было разрешения собственника, но и стоимость оборудования не была включена в цену продажи.

В Санчурском, Слободском, Советском, Унинском районах, городах Вятские Поляны и Слободском объекты имущества были проданы по договорной цене с покупателем, их рыночная оценка перед продажей не проводилась.

Доходы унитарных предприятий от арендной платы за имущество за три года составили 121млн. рублей, за этот период они снизились на 7%. Кроме того, увеличилась задолженность по арендным платежам с 2010 года к 2013 году в 1,6 раза (на 1 млн. 700 тыс. рублей), ее размер к началу 2013 года составлял 14 млн. 800 тыс. рублей.

Доходы унитарных предприятий  от продажи имущества за три года составили 39,5 млн. рублей.

Результаты аудита показывают, что существующая система организации и управления деятельностью муниципальными унитарными предприятиями неэффективна.

Контроль за деятельностью предприятий в основном осуществляется посредством рассмотрения итогов их деятельности на ежегодных балансовых комиссиях, суть которых сводится к рассмотрению (часто формальному) официальной отчетности и заслушиванию доклада руководителя предприятия.

В  80% муниципальных районов и городских округов в течение трех лет не разрабатывались, и не утверждались планы финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий.

Не обеспечено в полном объеме нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся управления предприятиями. Не проводятся инициативный аудит, оценка эффективности работы предприятий, аттестация их руководителей. Не организован контроль за использованием имущества в 40% муниципальных районов и городских округов.

Дотационность и дефицит местных бюджетов требуют решения вопросов оптимизации состава муниципальных предприятий, обоснованности направления им бюджетных средств в форме взносов в уставный капитал, передачи имущества, а также предоставления субсидий и дотаций.

Необходимо провести инвентаризацию переданного предприятиям муниципального имущества с целью выявления фактов его нецелевого и неэффективного использования, в отношении объектов имущества, не используемых в основной деятельности, принять решения о вовлечении их в хозяйственный оборот, в том числе путем продажи либо передачи в аренду.

Результаты аудита показывают, что наличие в муниципальных образованиях унитарных предприятий, осуществляющих свою деятельность в жилищно-коммунальной и транспортной сферах, позволяет решать задачи обеспечения населения коммунальными услугами и транспортной доступности поселений и районных центров. В данных отраслях конкуренция имеет ограниченный характер. Кроме того, осуществление автотранспортными и жилищно-коммунальными предприятиями дополнительных видов деятельности в иных отраслях, имеющих коммерческую направленность и достаточный уровень конкуренции, является возможностью покрытия убытков от основной деятельности.

Деятельность предприятий в иных сферах органам местного самоуправления необходимо оценить не только с позиции социальной значимости, но и важности решаемых муниципальных задач.

Сохранение в муниципальной собственности унитарных предприятий требует со стороны органов местного самоуправления:

разработки в полном объеме нормативно-правовой базы;

организации эффективного контроля за результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятий и использованием переданного им имущества;

повышения ответственности должностных лиц за результаты финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий.