Новости Контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата приняла участие в заседании межведомственной комиссии

В заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Кировской области принял участие Председатель Контрольно-счетной палаты Ю.Н. Лаптев, с докладом выступил аудитор Контрольно-счетной палаты Кировской области М.П. Дундев.

В докладе было отмечено, что Контрольно-счетная палата ежегодно в рамках своей деятельности осуществляет проверку соблюдения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

За 11 месяцев текущего года Контрольно-счетной палатой совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований было выявлено 1446 нарушений в сфере закупок на общую сумму 58 млн. рублей.

При этом, как показывают результаты проверок, в количественном выражении 95% нарушений приходится на муниципальный уровень, а в суммовом выражении их доля составляет и вовсе 98%, практически в каждом муниципальном образовании выявлены нарушения законодательства о закупках.

«В первую очередь это связано с низким уровнем подготовки специалистов, а также с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей», - отметил в докладе аудитор.

Несмотря на то, что закон о контрактной системе действует уже более пяти лет, в ходе проверок по-прежнему выявляются грубые нарушения законодательства о закупках, связанные с оплатой невыполненных работ, или принятием товаров ненадлежащего качества и с иными потребительскими свойствами, чем были предусмотрены документацией или контрактами.

Например, администрацией одного из городских поселений были оплачены невыполненные работы, а также приняты работы несоответствующие проектной документации и контракту на общую сумму 12 млн. рублей; и только после проверки нарушения были устранены – работы выполнены, а товар поставлен в полном объеме.

Контрольно-счетными органами в рамках проверки закупочной деятельности выявляются нарушения, которые имеют признаки коррупционных правонарушений.

Одними из таких являются нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контрактов и, как следствие, завышение стоимости приобретаемых товаров (работ, услуг). Заказчиками нарушается порядок формирования цены, не проводится анализ рыночных цен и не учитываются отдельные предложения продавцов.

Также правонарушениями, имеющими признаки коррупционных правонарушений – является непринятие (или несвоевременное принятие) заказчиками мер ответственности к подрядчикам за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контрактов.

Например, городским поселением не принимались меры по взысканию неустойки за несвоевременное выполнение работ на общую сумму 3 млн. рублей, а это порядка 15% от годового объема налоговых и неналоговых доходов этого поселения.

Муниципальным учреждением культуры пени за нарушение подрядчиком условий контракта были неправомерно занижены на 850 тыс. рублей, или в 10 раз.

«К сожалению, данные нарушения далеко не единичны и выявляются нами практически в каждой проверке», - прокомментировал докладчик.

Актуальными остаются вопросы ограничения конкуренции при закупках, в том числе путем включения в один лот закупки товаров, функционально несвязанных между собой, а также путем дробления контрактов до суммы, не превышающей 100 тыс. рублей и заключение контракта с единственным поставщиком, что в конечном итоге приводит к неэффективным расходам.

Например, при осуществлении закупки на выполнение работ по капитальному ремонту помещений областное учреждение включило в проектную документацию мебельную продукцию и технику, тем самым: во-первых, ограничив потенциальный круг поставщиков; а во-вторых, данная закупка привела к поставке мебельной продукции и техники с иными потребительскими свойствами, чем были предусмотрены документацией, да еще и с завышением от рыночной цены на 24%.

Дробление одним из медицинских учреждений на несколько контрактов закупки строительных материалов увеличило расходы бюджета на 35%, общая сумма экономии могла бы составить порядка 460 тыс. рублей.

В заключении выступления аудитор отметил, что информация о всех выявленных нарушениях направляется в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области и правоохранительные органы для принятия мер реагирования.

Учитывая существенный объем расходования финансовых ресурсов именно муниципалитетами, в том числе за счет предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета, было предложено усилить контроль со стороны профильных министерств, а также активизировать работу по оказанию методической и консультативной помощи муниципальным образованиям области.