Бюджетный процесс

Контрольно-счетная палата Кировской области подготовила заключение на проект областного бюджета на 2017-2019 годы.

В заключении отмечено, что формирование проекта областного бюджета на 2017 год осуществлено в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области». При формировании законопроекта соблюдены требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации относительно предельного объема государственного долга и предельного объема расходов на его обслуживание.

Прогнозируемый общий объем доходов областного бюджета на 2017 год предусматривается в размере 45345,6 млн. рублей, что на 8,3% больше ожидаемого исполнения бюджета текущего года. В 2018 году доходы планируются в сумме 48005,5 млн. рублей, в 2019 году – 49066,0 млн. рублей.

В прогнозируемом периоде предусматривается снижение доли «налоговых и неналоговых» доходов областного бюджета с 62,6%, по оценке 2016 года, до 60,1% в 2019 году, при одновременном увеличении доли безвозмездных поступлений с 37,4% до 39,9%.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета будут уточнены после принятия федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и принятия Правительством Российской Федерации нормативных документов о распределении федеральных средств между субъектами РФ в течение финансового года.

Ожидается, что объем финансовой помощи из федерального бюджета, связанный с увеличением размера дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности увеличится на 5 млрд. рублей, или на 87% к оценке текущего года.

Налоговые доходы на 2017 год спрогнозированы в объеме 25712,7 млн. рублей, что выше ожидаемой оценки текущего года на 636,4 млн. рублей, или на 2,5%. Рост налоговых доходов к ожидаемой оценке 2016 года планируется за счет увеличения налога на доходы физических лиц – на 3,7%, акцизов – на 1,1%, налога на имущество организаций – на 13,6% и транспортного налога – на 9,9%.

В 2018 году налоговые доходы  прогнозируются с ростом к прогнозу 2017 года на 4,2%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года с ростом на 4,5%.

Объем неналоговых доходов (доходов от использования имущества, платы за использование лесов и пр.) на 2017 год прогнозируется в сумме 1480,9 млн. рублей, что выше оценки поступлений текущего года на 325,9 млн. рублей, или на 28,2%.

В 2018 и 2019 годах неналоговые доходы прогнозируются с ростом к прогнозу соответствующих предшествующих лет на 0,9%.

Контрольно-счетная палата отмечает, что прогноз по налоговым и неналоговым доходам сформирован с высокой степенью осторожности и в случае более благоприятного развития событий могут быть резервы по увеличению налоговых и неналоговых доходов в ходе исполнения областного бюджета.

В заключении отмечено, что сумма выпадающих доходов областного бюджета, в связи с предоставлением налоговых льгот, по налогу на прибыль и имущество организаций для частных инвесторов составляет 450,0 млн. рублей. В условиях недостаточного объема доходов областного бюджета, рекомендуется продолжить процесс оптимизации льгот.

Существенным резервов пополнения доходной части областного бюджета остается недоимка, объем которой на 1 октября 2016 года  составляет 1160,0 млн. рублей. Наибольший удельный вес в структуре недоимки занимает задолженность по налогу на имущество организаций и транспортному налогу (399,7 млн. рублей), а также по налогу на доходы физических лиц (353,3 млн. рублей).

Согласно представленному законопроекту при формировании расходной части областного бюджета применены следующие основные подходы:

заработная плата работникам государственных учреждений и органов исполнительной власти предусмотрена на уровне 2016 года без индексации;

учтены средства на увеличение минимального размера оплаты труда с 01.07.2016 года;

социальные выплаты, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, рассчитаны с индексацией на 5,5%;

другие социальные выплаты гражданам и стипендии студентам рассчитаны на уровне 2016 года без индексации;

оплата коммунальных услуг государственных учреждений предусмотрена с учетом фактических затрат за коммунальные услуги за 2015 год и с учетом роста тарифов на планируемый период по данным региональной службы по тарифам Кировской области;

остальные расходы, связанные в том числе с материальными затратами государственных учреждений, предусмотрены на уровне 2015 года, без индексации.

Законопроектом расходы областного бюджета на 2017 год запланированы в объеме 45345,6 млн. рублей, что на 2450,1 млн. рублей (на 5,1%) меньше, чем предусмотрено областным бюджетом на 2016 год.

В 2018 году расходы прогнозируются с ростом к прогнозу 2017 года на 5,9%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года с ростом на 2,2%.

Проект областного бюджета на 2017 год и плановый период 2018-2019 годов сформирован в программной структуре расходов на основе 22 государственных программ.

В период 2017-2019 годов расходы областного бюджета сохраняют социальную направленность, основную долю занимают расходы, направляемые на социальную политику, образование, здравоохранение, национальную экономику (дорожное и сельское хозяйство).

Инвестиционные расходы в проекте областного бюджета существенно сокращены, а по отдельным отраслям исключены, в том числе: на строительство социальных объектов, объектов газификации, промышленных парков, реализацию проектов по поддержке местных инициатив и пр.

В соответствии с ограничениями, установленными Бюджетным Кодексом  Российской Федерации, областной бюджет сформирован без дефицита.

При планируемом бездефицитном бюджете на 2017 год и среднесрочную перспективу, сохранится высокий уровень долговой нагрузки. Государственный долг Кировской области к концу 2017 года будет составлять 26464,7 млн. рублей, или 97,3% от объема налоговых и неналоговых доходов. Возможность осуществления дополнительных расходов за счет увеличения государственного долга области в среднесрочной перспективе отсутствует.

Проектом бюджета на 2017 год предусмотрены существенные расходы на обслуживание государственного долга в сумме 2 млрд. рублей, в связи с ростом привлекаемых коммерческих кредитных ресурсов.

Контрольно-счетная палата предложила Правительству области продолжить работу по изысканию дополнительных собственных доходов, оптимизации налоговых льгот, обеспечению экономии и повышению эффективности расходов областного бюджета.

Заключение рассмотрено на Коллегии Контрольно-счетной палаты и направлено Врио Губернатора Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области.