Бюджетный процесс

Контрольно-счетная палата Кировской области подготовила Заключение на проект областного бюджета на 2018-2020 годы

Формирование проекта Закона Кировской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (далее – законопроект, проект закона) осуществлено в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области».

Законопроектом учтены основные направления налоговой и бюджетной политики на 2018-2020 годы, необходимость реализации ключевых задач, сформулированных в «майских» указах Президента Российской Федерации и Бюджетном послании Губернатора Кировской области на 2018-2020 годы.

Областной бюджет в 2018-2020 годах спрогнозирован с профицитом (781,9 млн. рублей в 2018 году и в объемах 781,9 и 1563,7 млн. рублей на 2019-2020 годы соответственно), который планируется направить на погашение федеральных бюджетных кредитов.

Долговая политика на 2018 год и среднесрочную перспективу 2019-2020 годы будет направлена на сокращение государственного долга Кировской области со снижением до уровня 25,1-22,7 млрд. рублей.

Расходы на обслуживание государственного долга в 2018 году сохранятся в объеме близком к уровню 2017 года и составят 1029,5 млн. рублей.

При составлении проекта областного бюджета на 2018-2020 годы за основу взят умеренный вариант Прогноза социально-экономического развития Кировской области на 2018 год и на период до 2020 года (далее – Прогноз).

Согласно Прогнозу в 2018 году сохранятся тенденции развития экономики, сложившиеся в предыдущие годы. На уровне 2017 года прогнозируются индекс физического объема валового регионального продукта (100,0% к ожидаемой оценке 2017 года) и сельского хозяйства (100,5%), рост промышленного производства составит 102%. Ниже, чем в 2017 году, прогнозируются темпы роста строительных работ (98,0%), инвестиций в основной капитал (88,9%), оборота розничной торговли (98,9%), платных услуг населению (98,5%). Не прогнозируется рост реальных (скорректированных на уровень инфляции) денежных доходов населения (98,0%). На период 2019-2020 годов прогнозируется некоторое улучшение динамики основных показателей социально-экономического развития.

Общий объем доходов областного бюджета на 2018 год прогнозируется в размере 47478,0 млн. рублей, что на 3% больше ожидаемого исполнения в 2017 году. В 2019 году доходы планируются в сумме 47413,8 млн. рублей, в 2020 году – 47652,7 млн. рублей.

Налоговые доходы в 2018-2020 годах предусмотрены с ежегодным ростом от 4,1% до 5,9%. В 2018 году налоговые доходы составят 28050,8 млн. рублей. По сравнению с ожидаемым исполнением в 2017 году, на 2018 год предусмотрен рост налоговых доходов по всем доходным источникам (за исключением доходов по акцизам), в том числе по налогу на прибыль организаций (на 3%), на доходы физических лиц (на 7,2%), на имущество организаций (на 20,7%) и т.д.

Законопроектом на 2018 год учтены дополнительные поступления в областной бюджет в виде неисполненных обязательств налогоплательщиков (недоимка) в общей сумме 449 млн. рублей. Сокращение объема задолженности является одним из резервов пополнения доходной части как областного, так и местных бюджетов. По состоянию на 01.09.2017 недоимка в консолидированный бюджет области (с учетом задолженности в бюджеты муниципальных образований области) составляет 1454,6 млн. рублей.

Объем неналоговых доходов (доходов от использования имущества, приватизации, оказания платных услуг, платы за использование лесов и пр.) на 2018 год прогнозируется в сумме 1245,7 млн. рублей. В 2019 и 2020 годах неналоговые доходы прогнозируются с незначительным ростом к прогнозу соответствующих предшествующих лет на 2,9% (на 36 млн. рублей) и 0,4% (на 5,3 млн. рублей) соответственно.

По сравнению с ожидаемым поступлением неналоговых доходов по итогам 2017 года (1504,7 млн. рублей) их объем в 2018 году прогнозируется ниже на 259,0 млн. рублей (на 17,2%) в основном в связи со снижением поступлений части чистой прибыли унитарных предприятий со 181,4 млн. рублей в 2017 году до 25 млн. рублей, 26,3 млн. рублей и 14,8 млн. рублей в 2018-2020 годах соответственно. Основная причина – ухудшение результатов финансово-хозяйственной деятельности областных унитарных предприятий.

Кроме того, законопроектом прогнозируется существенное снижение доходов в виде дивидендов по акциям (от хозяйственных обществ, принадлежащих полностью или частично Кировской области) с 11,8 млн. рублей в 2017 году до 5,0 млн. рублей в 2020 году.

Контрольно-счетная палата отмечает, что предлагаемый прогноз по платежам от государственных унитарных предприятий и доходам в виде дивидендов по акциям не позволяет в полной мере выполнить задачу по повышению эффективности управления областными предприятиями и обществами в целях увеличения поступлений доходов в областной бюджет, поставленную в Бюджетном послании Губернатора Кировской области на 2018-2020 годы.

Законопроектом предусмотрена положительная динамика поступления доходов от платы за использование лесов: в 2018 году их объем составит 641,3 млн. рублей, что на 85,9 млн. рублей (на 15,5%) выше оценки поступлений 2017 года. Увеличение прогноза поступлений связано с изменением условий предоставления лесных участков в пользование, увеличением ставок платы за использование лесов, планированием дополнительного поступления платы за счет погашения задолженности плательщиков.

Безвозмездные поступления на 2018 год спрогнозированы в объеме 18181,5 млн. рублей, что выше уточненного плана 2017 года на 116,5 млн. рублей, или на 0,6%. Рост безвозмездных поступлений в 2018 году планируется, в первую очередь, за счет увеличения поступления из федерального бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности на 870,3 млн. рублей (на 9,5%) и иных межбюджетных трансфертов на 853,7 млн. рублей (на 59,7%).

При формировании расходной части областного бюджета на 2018 год учтена необходимость реализации следующих основных задач: индексация заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы; увеличение минимального размера оплаты труда с 7,5 до 7,8 тыс. рублей; индексация на 4,8% социальных выплат, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг; обеспечение расходов по объектам капитального строительства, по которым уже заключены государственные контракты и (или) выполнены работы в предыдущие периоды.

Расходы областного бюджета на 2018 года запланированы в объеме 46696,1 млн. рублей, что на 438,1 млн. рублей, или на 0,9% больше, чем предусмотрено на 2017 год (по состоянию на 01.10.2017). В 2019 году расходы прогнозируются со снижением к прогнозу 2018 года на 0,1%, в 2020 году по отношению к прогнозу 2019 года со снижением на 1,2%.

Расходы областного бюджета сформированы в программной структуре на основе 24 государственных программ.

Начиная с 2018 года, будут действовать две вновь разработанные государственные программы Кировской области, а именно «Создание новых мест в общеобразовательных организациях» и «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» с объемом финансирования в 2018 году в сумме 423 и 309 млн. рублей соответственно.

Как и в предыдущие годы, расходы областного бюджета сохраняют социальную направленность. Наибольший объем расходов планируется направить на социальную политику – 15616,5 млн. рублей, или 33,4% (включая расходы по предоставлению средств фонду обязательного медицинского страхования в объеме 5305,1 млн. рублей) и образование – 11250,2 млн. рублей, или 24,1%.

В рассматриваемом законопроекте доля межбюджетных трансфертов в общем объеме расходов в 2018 году, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области, составляет 34,2%, или 15975,5 млн. рублей.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в 2018 году предусмотрены в объеме 1845,2 млн. рублей с ростом по сравнению с планом на 2017 год (по состоянию на 01.10.2017) на 13,1%, или на 213,1 млн. рублей.

При этом в Бюджетном послании Губернатора Кировской области определены подходы к повышению заинтересованности муниципалитетов в развитии своих территорий, в том числе разработка показателей социально-экономического развития муниципальных образований и их включение в соглашения, которые должны быть заключены с муниципалитетами, получающими дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, что повлечет за собой дополнительную ответственность органов местного самоуправления.

Заключение на проект закона рассмотрено на Коллегии Контрольно-счетной палаты и направлено Губернатору Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области.