О результатах экспертизы проекта бюджета КОТФОМС на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
В соответствии с законопроектом бюджет планируется на трехлетний период без дефицита средств в объеме доходов равном объему расходов: на 2018 год – 16215,2 млн. рублей, на 2019 год – 16882 млн. рублей, на 2020 год – 17621,9 млн. рублей.
Основная часть доходов (95%) обеспечивается поступлениями субвенции из бюджета Федерального фонда ОМС. Из них 5305,1 млн. рублей, или 34,4% составляют средства областного бюджета на страхование неработающего населения, что на 355,9 млн. рублей (на 7,2%) больше, чем в текущем году. Увеличение связано с повышением коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг для определения размера страховых взносов.
Законопроектом прогнозируется дальнейший рост поступлений из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации за медицинские услуги, оказанные на территории Кировской области. В 2016 году поступления по данному доходному источнику составили 455,4 млн. рублей (106,2 % к плану), что в 1,8 раза выше аналогичного показателя за 2015 год. Ожидаемое поступление в 2017 году составляет 600 млн. рублей, а показатели на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов планируются с ежегодным ростом на 100 млн. рублей. Данный факт свидетельствует о развитии услуг высокотехнологичной помощи в учреждениях здравоохранения области.
Расходная часть бюджета, как и в предыдущие годы, практически в полном объеме планируется на реализацию Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Кировской области (далее – Территориальная программа).
Анализом планирования расходной части бюджета установлено, что на реализацию Территориальной программы отнесены бюджетные ассигнования на содержание Фонда в размере 67,9 млн. рублей, которые должны отражаться на отдельной целевой статье расходов.
Вместе с этим, законопроектом планируется направить часть средств субвенции (84 млн. рублей) и средств областного бюджета (0,8 млн. рублей) не на реализацию Территориальной программы, а на финансирование мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также на приобретение и проведение ремонта медицинского оборудования. Эти средства включаются в состав нормированного страхового запаса по прогнозным объемам санкций, применяемых к медицинским организациям по результатам контроля объемов, сроков и качества оказания медицинской помощи.
Таким образом, по мнению Контрольно-счетной палаты, создаются риски нарушения требований законодательства об обязательном медицинском страховании в части превышения стоимости Территориальной программы над размером бюджетных ассигнований на ее реализацию.
Кроме того, по результатам экспертизы указано на отсутствие в законопроекте отдельных показателей, предусмотренных Законом о бюджетном процессе в Кировской области.
Заключение Контрольно-счетной палаты на проект закона направлено Губернатору Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области. Фонду ОМС рекомендовано принять меры по устранению замечаний и внесению необходимых дополнений в закон о бюджете.