Бюджетный процесс

Мониторинг исполнения областного бюджета за 6 месяцев 2020 года

Контрольно-счетной палатой Кировской области подготовлено заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения областного бюджета за 6 месяцев 2020 года».

В заключении отмечено, что в закон Кировской области от 19.12.2019 №325-ЗО «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» в первом полугодии изменения вносились 2 раза. Кроме того, были внесены изменения в сводную бюджетную роспись областного бюджета (без внесения изменений в Закон № 325-ЗО).

В результате плановые назначения по доходам увеличены на 3152,3 млн. рублей, или на 5,2%; по расходам (согласно сводной бюджетной росписи) – на 6611,9 млн. рублей, или на 10,9%; дефицит областного бюджета спланирован на уровне 971,8 млн. рублей, источником финансирования которого являются остатки средств областного бюджета по состоянию на 1 января 2020 года.

Внесение изменений в областной бюджет в 1 полугодии 2020 года, в основном, было обусловлено корректировкой расходов бюджета за счет остатков средств прошлого года, уточнением объема средств из федерального бюджета, перераспределением расходов между получателями средств областного бюджета.

За 1 полугодие 2020 года в областной бюджет поступили доходы в общем объеме 31733,3 млн. рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года доходов поступило больше на 4318,2 млн. рублей, или на 15,8%.

При этом наблюдается уменьшение поступлений налоговых и неналоговых доходов на 1943,1 млн. рублей при росте безвозмездных поступлений на 6261,3 млн. рублей, в том числе увеличение дотаций на 3733,3 млн. рублей, или в 1,6 раза.

Налоговые доходы областного бюджета по итогам 1 полугодия 2020 года зачислены в областной бюджет в сумме 13863,4 млн. рублей, или 41,0% годового прогноза.

Основная часть налоговых доходов областного бюджета сформирована за счет поступлений налога на доходы физических лиц (40,3% общего объема налоговых доходов), налога на прибыль организаций (21,2%) и доходов от уплаты акцизов (19,7%).

Уменьшение объема налоговых доходов в 1 полугодии 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года в первую очередь сложилось за счет снижения поступлений по налогу на прибыль организаций (-1834,1 млн. рублей), налогам на совокупный доход (-189,8 млн. рублей) и налогу на имущество организаций (-175,5 млн. рублей) и обусловлено ограничениями деятельности организаций, введенными в связи с распространением коронавирусной инфекции.

Анализ ежемесячного поступления налоговых доходов в бюджет области показал, что основная концентрация поступлений налоговых доходов сложилась в марте и апреле текущего года, что связано с уплатой платежей по годовым и квартальным декларациям в соответствии с Налоговым кодексом РФ. При этом в апреле по сравнению с 2019 годом произошло значительное снижение по налогу на прибыль (-69,9%), налогу на доходы физических лиц (-22,7%), налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (-38,7%), налогам на имущество (-30%).

Объем поступлений неналоговых доходов сложился в сумме 726,3 млн. рублей, или 49,1% годового прогноза. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем неналоговых доходов увеличился на 2,2%, или на 15,6 млн. рублей. Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов занимает плата за использование лесов – 62,9% и доходы от штрафов, санкций и возмещения ущерба – 25,1%.

Поступление трансфертов из федерального бюджета в январе-июне 2020 года составило 16627,5 млн. рублей, или 58,4% годового плана, что на 6018,5 млн. рублей (в 1,6 раза) больше по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Увеличение поступлений отмечается по всем направлениям, в большей степени по дотациям из федерального бюджета.

По состоянию на 01.07.2020 недоимка в консолидированный бюджет области (без учета банкротов) составила 1080,3 млн. рублей и возросла с начала года на 283,0 млн. рублей, или на 35,5%. Наибольший удельный вес в структуре недоимки консолидированного бюджета занимает недоимка по налогам со специальными налоговыми режимами (418,9 млн. рублей, или 38,8%), по региональным налогам и сборам (212,7 млн. рублей, или 19,7%), по налогу на доходы физических лиц (183,6 млн. рублей, или 17,0%) и налогу на прибыль организаций (157,2 млн. рублей или 14,6%).

Также сохраняется задолженность перед областным бюджетом по уплате ряда неналоговых платежей, наибольшая – по плате за использование лесов (343,6 млн. рублей с незначительным снижением к началу года на 1,7 млн. рублей, или на 0,5%).

Расходы областного бюджета за 6 месяцев 2020 года составили 31194,2 млн. рублей, или 46,5% от сводной бюджетной росписи областного бюджета по состоянию на 01.07.2020.

Исполнение областного бюджета в 2020 году осуществляется в рамках 25 государственных программ. Объем расходов областного бюджета, включенный в государственные программы, составил 66718,1 млн. рублей, или 99,5% от общего объема расходов областного бюджета.

Контрольно-счетная палата отмечает, что расходы на реализацию 5 государственных программ (20% их общего количества) по состоянию на 01.07.2020 исполнены ниже 40% годового плана, в том числе:

  • «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» - 9,4%;
  • «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» - 18,2%;
  • «Развитие транспортной системы» - 26,1%;
  • «Обеспечение граждан доступным жильем» - 34,3%;
  • «Управление государственным имуществом» - 37,9%.

Основными причинами низкого освоения средств являются: заключение контрактов со сроком их исполнения и оплаты во 2 полугодии 2020 года; длительные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации по объектам капитального строительства; нарушение подрядчиками сроков исполнения работ и поставки товаров по контрактам; введение ограничительных мер в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции и перенос сроков реализации либо отмена отдельных мероприятий.

Кроме того, по отдельным мероприятиям государственных программ не обеспечено заключение контрактов, отмечены риски несвоевременного исполнения (не выполнения) уже заключенных контрактов.

Например, за 6 месяцев 2020 года на реализацию мероприятий государственной программы «Развитие транспортной системы» направлено 2272,8 млн. рублей, или 25,8% от плана на 2020 год.

В рамках мероприятия «Развитие дорожного хозяйства» средства на ремонт автомобильных дорог местного значения с твердым покрытием в границах населенных пунктов освоены на 1,2% при плане 615,7 млн. рублей. По состоянию на 04.08.2020 контракты в полном объеме не заключены, в том числе в связи с необходимостью проведения повторных торгов из-за отсутствия заявок, в связи с чем имеется риск не выполнения запланированных мероприятий.

Отсутствует освоение средств (180,0 млн. рублей) на ремонт автомобильной дороги местного значения Киров-Советск-Пасегово-Стрижи в Кирово-Чепецком районе по причине отсутствия положительного заключения государственной экспертизы, в связи с чем не объявлены торги на проведение ремонтных работ, что создает риск невыполнения мероприятия в текущем году.

По итогам 1 полугодия 2020 года в рамках реализации проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства Кировской области» при плане 385,5 млн. рублей освоение средств составляет только 0,2%. Имеются риски невыполнения в текущем году мероприятий по приобретению и установке технических средств на автомобильных дорогах по следующим причинам: не разработаны в полном объеме проекты организации дорожного движения, отсутствие в муниципальных образованиях согласования разрабатываемых проектов с ГИБДД, необходимость доработки технического задания по заключенному контракту на установку технических средств на областных автомобильных дорогах.

Из-за несвоевременной и некачественной разработки конкурсной документации и технического задания, потребовавших необходимость их доработки, в 2020 году невозможно выполнить мероприятия по установке и вводу в эксплуатацию 5 автоматизированных пунктов весогабаритного контроля (ориентировочный срок заключения контрактов по расчетам областного министерства транспорта – конец 2020 года). В связи с этим в Минтранс России направлены предложения по корректировке целевого показателя регпроекта и переносе срока ввода пунктов весогабаритного контроля на 2021 (2 шт.) – 2022 (3 шт.) годы.

Отсутствует освоение средств (120,0 млн. рублей) муниципальным образованием «Город Киров» на внедрение интеллектуальной транспортной системы. Заявка в Росавтодор отклонена по причине некачественной разработки, в связи с чем планируется перенос данного мероприятия на 2021 год.

В рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» (государственная программа «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области») за 6 месяцев 2020 года использованы средства на выполнение работ по благоустройству дворовых территорий и общественных пространств в сумме 51,8 млн. рублей, или 9,6% от плана.

По состоянию на 01.07.2020 ведутся работы по благоустройству 68 дворовых территорий и 59 общественных пространств, которые планируется завершить и оплатить в срок до 31.12.2020. При этом не приступили к работам на 15 дворовых территориях и 9 общественных пространствах.

Кроме того, по проекту – победителю всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях на территории Кировской области – «ЗАВОДной Омутнинск» – нарушены плановые сроки проведения конкурсных процедур по отбору подрядной организации для выполнения проектных и изыскательских работ, что создает риск нарушения установленного срока реализации проекта и невыполнения его показателей.

Также отмечается риск нарушения срока реализации проекта – победителя всероссийского конкурса в г. Советске. При необходимости завершения работ по проекту до 01.12.2020 подрядчиком по контракту от 30.12.2019 выполнено 7% от общего объема работ, освоение выделенных бюджетных средств составляет только 1,9 млн. рублей, или 3,4% от цены контракта.

По состоянию на 1 июля 2020 года областной бюджет исполнен с профицитом в сумме 539,1 млн. рублей.

Государственный долг Кировской области на 01.07.2020 составил 25284,7 млн. рублей, увеличившись с начала года на 1,0 млрд. рублей (24284,7 млн. рублей) в связи с привлечением краткосрочных кредитов из федерального бюджета. Расходы на обслуживание государственного долга области за 6 месяцев 2020 года составили 292,1 млн. рублей, или 36,3% годового плана, что ниже объема соответствующих расходов за аналогичный период 2019 года на 16,3 млн. рублей, или на 5,3%.

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения областного бюджета за 6 месяцев 2020 года» направлено в Законодательное Собрание Кировской области и Губернатору Кировской области.