Бюджетный процесс

Мониторинг исполнения областного бюджета за 1 квартал 2022 года

Контрольно-счетной палатой Кировской области подготовлено заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения областного бюджета за 1 квартал 2022 года».

В заключении отмечено, что фактические доходы областного бюджета за январь-март 2022 года составили 18608,1 млн. рублей, или 23,6% годового прогноза; расходы – 14966,3 млн. рублей (17,1%); профицит областного бюджета сложился в объеме 3641,8 млн. рублей.

По итогам 1 квартала 2022 года темп роста поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета по сравнению с 2021 годом сложился выше, чем прогнозировался при формировании областного бюджета на 2022 год, и составил 128,8% при первоначально планируемом 102,1%.

В результате за 3 месяца 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года налоговых и неналоговых доходов поступило больше на 2496,4 млн. рублей, или на 28,8%.

По отдельным доходным источникам неналоговых доходов в январе-марте текущего года наблюдается высокий уровень исполнения годового прогноза, в том числе по плате за использование лесов (36,1% от годового плана), по доходам от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (65,9%), по доходам от продажи материальных и нематериальных активов (104,5%).

Сохранение в текущем году высокого темпа роста поступлений налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (выше прогнозируемого при формировании областного бюджета на 2022 год) позволит увеличить прогноз поступлений доходов 2022 года.

Расходы областного бюджета по итогам 1 квартала 2022 года составили 14966,3 млн. рублей. Исполнение областного бюджета в 2022 году осуществляется в рамках 25 государственных программ. В целом уровень исполнения расходов областного бюджета в рамках государственных программ составил 17,1% (14933,6 млн. рублей). При этом по 14 из 25 государственных программ (56% от количества госпрограмм) освоение средств областного бюджета сложилось ниже среднего уровня (ниже 17,1%), из них наименьшее исполнение расходов (ниже 10%) сложилось по следующим государственным программам:

«Экономическое развитие и поддержка предпринимательства» - 0,8% от плановых назначений;

«Формирование современной городской среды в населенных пунктах» - 1,2%;

«Содействие развитию гражданского общества и реализация государственной национальной политики» - 3,4%;

«Модернизация школьных систем образования» - 3,5%;

«Развитие транспортной системы» - 6,1%;

«Обеспечение граждан доступным жильем» - 6,9%;

«Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» - 7,5%.

Приоритетным направлением при исполнении областного бюджета является реализация на территории Кировской области 47 региональных проектов по 11 направлениям национальных проектов, а также 1 регионального проекта, не входящего в национальные проекты.

По итогам 1 квартала 2022 года исполнение расходов более 10% от годового плана сложилось только по 2 направлениям национальных проектов: «Демография» – 20,4% и «Производительность труда» – 19,5%. По 9 из 12 направлений проектов исполнение расходов составило менее 5% от годового плана, из них по 5 направлениям – менее 2%.

Результаты мониторинга исполнения за 1 квартал 2022 года государственных программ и региональных проектов Кировской области свидетельствуют о наличии отклонений в их реализации в части несвоевременного выполнения (отставания от графика) запланированных мероприятий, а также о наличии риска несвоевременного достижения (не достижения) запланированных результатов и значений показателей госпрограмм и региональных проектов.

Итоги мониторинга исполнения областного бюджета в 1 квартале 2022 года свидетельствую, что, как и в предшествующие периоды, сохраняются систематические причины ненадлежащей реализации мероприятий государственных программ и региональных проектов, в том числе:

несвоевременное проведение экспертизы проектной документации;

необходимость устранения выявленных замечаний при разработке проектной документации;

длительные сроки подготовки и согласования технических заданий по закупкам, проведения закупочных процедур;

несостоявшиеся торги на заключение контрактов;

ненадлежащее исполнение подрядчиками условий контрактов.

Заключение по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг исполнения областного бюджета за 1 квартал 2022 года» направлено Врио Губернатора Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области.