Бюджетный процесс

Законодательным Собранием Кировской области рассмотрены и приняты в первом чтении законопроекты о бюджетах на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов

Сегодня, 20 ноября 2025 года Законодательным Собранием Кировской области рассмотрены и приняты в первом чтении законопроекты «Об областном бюджете на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов» и «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кировской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов».

Контрольно-счетной палатой проведена экспертиза проекта закона об областном бюджете на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов. Заключение, в котором дана оценка соответствия проекта областного бюджета требованиям бюджетного законодательства, было направлено в адрес Губернатора и Законодательного Собрания Кировской области.

Проект областного бюджета на трехлетний период сформирован на основе базового (второго) варианта прогноза социально-экономического развития Кировской области на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов.

В заключении отмечено, что при формировании областного бюджета на 2026-2028 годы учтены основные направления налоговой и бюджетной политики Кировской области, основные параметры (характеристики) областного бюджета на 2026-2028 годы соответствуют данным прогноза основных характеристик консолидированного бюджета Кировской области на 2026-2028 годы.

Общий объем доходов областного бюджета на 2026 год прогнозируется в размере 113049,4 млн. рублей, что выше уточненного плана 2025 года (105767,9 млн. рублей) на 7281,5 млн. рублей, или на 6,9%.

Собственные (налоговые и неналоговые) доходы областного бюджета в 2026 году по сравнению с уточненным планом 2025 года прогнозируются с ростом на 6447,9 млн. рублей (на 9,4%), безвозмездные поступления увеличатся на 833,5 млн. рублей, или на 2,3%.

Рост собственных доходов в 2026 году главным образом планируется за счет увеличения налога на доходы физических лиц – на 3753,8 млн. рублей (или на 13,5%), налога на прибыль организаций – на 1274,5 млн. рублей (на 9,0%) и доходов от акцизов на 1129,9 млн. рублей (на 9,8%).

Расходы областного бюджета на 2026 год предусмотрены в объеме 115741,3 млн. рублей.

Согласно законопроекту расходы в 2026 году запланированы с учетом положений Стратегии социально-экономического развития Кировской области, основных направлений налоговой и бюджетной политики Кировской области, необходимости достижения целей национальных проектов и государственных программ Кировской области, сохранения мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, обеспечения софинансирования к средствам федерального бюджета, сохранения и развития действующей сети областных государственных учреждений, поддержки инвестиционной деятельности и реализации инфраструктурных проектов на территории Кировской области.

Областной бюджет на 2026 год сформирован с учетом необходимости достижения целей национальных проектов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».

Законопроектом предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию в 2026 году региональных проектов по 10 направлениям национальных проектов в объеме 21184,6 млн. рублей.

Расходная часть областного бюджета на трехлетний период сформирована с учетом реализации 25 государственных программ Кировской области. В 2026 году на реализацию государственных программ запланированы расходы в общей сумме 110611,7 млн. рублей.

Областной бюджет на 2026 год спланирован с дефицитом в сумме 2691,9 млн. рублей и с профицитом на среднесрочную перспективу в 2027-2028 годах в объемах 901,9 млн. рублей и 4283,1 млн. рублей, соответственно.

Государственный долг Кировской области по итогам 2026 года (по состоянию на 01.01.2027) прогнозируется в объеме 29641,8 млн. рублей. В 2027-2028 годах планируется снижение объема государственного долга Кировской области до 28631,5 млн. рублей (на 01.01.2028) и до 24240,0 млн. рублей (на 01.01.2029) соответственно.

Долговая нагрузка областного бюджета в 2026-2028 годах составит от 39,4% до 29,5% и не превысит ограничений, установленных статьей 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При формировании областного бюджета на 2026-2028 годы требования Бюджетного Кодекса Российской Федерации относительно предельного объема государственного долга Кировской области и предельного объема расходов на его обслуживание соблюдены.

Законопроект об областном бюджете на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов рекомендован к принятию в первом чтении.

Контрольно-счетной палатой Кировской области проведена экспертиза проекта закона «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кировской области на 2026 год и на плановый период».

По результатам экспертизы установлено, что бюджет фонда сформирован в соответствии с положениями бюджетного законодательства и законодательства об обязательном медицинском страховании. Законопроектом учтены основные направления бюджетной и социальной политики в сфере здравоохранения, а также необходимость реализации задач, установленных указами Президента.

На трехлетний период бюджет сформирован без дефицита, использование ожидаемых на 01.01.2026 остатков средств в сумме 21,7 млн. рублей не предусмотрено.

Общий объем доходов и расходов составляет на 2026 год – 30579,4 млн. рублей, на 2027 год – 34493,1 млн. рублей, на 2028 год – 36878,1 млн. рублей.

Доходы на 2026 год предусмотрены с учетом неполного распределения субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования. После принятия бюджета Федерального фонда во втором чтении объемы субвенции для Кировской области увеличены до расчетных размеров – до 30071,2 млн. рублей.

Средства субвенции должны обеспечить сохранение соотношения заработной платы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности по врачам и среднему медицинскому персоналу, повышение заработной платы младшего медицинского и прочего персонала, увеличение остальных расходов медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, на индекс потребительских цен, а также финансовое обеспечение оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями и реализацию мероприятий по медицинской реабилитации.

Прогнозируемые законопроектом бюджетные назначения соответствуют объемам средств, предусмотренных соответствующими проектами законов об областном бюджете и бюджете Федерального фонда ОМС.