Бюджетный процесс

Заключение по результатам мониторинга реализации мер, направленных на увеличение доходного потенциала муниципальных образований

В 2011 году Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с департаментом финансов Кировской области и контрольными органами муниципальных образований проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ налогового потенциала консолидированного бюджета за 2008-2010 годы, роль неналоговых доходов в формировании доходной базы консолидированного бюджета».

В ходе экспертно-аналитического мероприятия  проанализирована экономическая ситуация в области и проблемы формирования доходов консолидированного бюджета области. Анализ эффективности использования государственного и муниципального имущества выявил проблему  недостаточно эффективной работы по  учету и распоряжению имуществом.

Муниципальным образованиям было предложено осуществить комплекс мер по увеличению налогового потенциала, своевременному поступлению неналоговых доходов и эффективному использованию муниципального имущества.

Социально-экономическое положение муниципальных образований области в 2011 году характеризуется положительной динамикой.

Рост собственных доходов консолидированного бюджета области за 2011 год составил 12,6 %.

Муниципальными образованиями проводилась работа по увеличению налогооблагаемой базы.

Осуществлялась работа межведомственных комиссий по обеспечению поступления доходов в консолидированный бюджет области.

Так, организация работы по увеличению  налогооблагаемой базы позволила повысить объем поступлений в консолидированный бюджет области в г. Вятские Поляны на 21,7 млн. руб., Опаринском районе – на 7,4 млн. руб., Малмыжском – на 4,8 млн. руб., Кирово-Чепецком – на 4,6 млн. руб., Оричевском – на 4 млн. руб., г. Котельнич – на 2,5 млн. руб., Арбажском – на 1,7 млн. руб., Зуевском –     на 1,6 млн. руб.

Общая сумма дополнительных денежных средств, поступивших по итогам 2011 года в консолидированный бюджет в результате работы комиссий, сохранилась на уровне 2010 года и составила 193,4 млн. руб., из них 137 млн. руб. приходится на долю НДФЛ и 1,05 млн. руб. составляет прибыль.

К работодателям, не являющимся на заседания комиссий, применяются меры административного воздействия.

Взаимодействие муниципалитетов с налоговыми органами позволяет выявлять нелегальных хозяйствующих субъектов, а также работодателей, привлекающих наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.

Между тем в 15 районах области (Богородский, Верхнекамский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Куменский, Лузский, Советский, Сунский, Тужинский, Фаленский, Шабалинский, г. Кирово-Чепецк, г. Киров, г. Слободской) снизились дополнительные поступления по сравнению с 2010 годом в среднем на 30%.

Рассмотрение на межведомственных комиссиях вопросов сокращения задолженности по заработной плате способствовало увеличению поступлений в консолидированный бюджет области за 2011 год в 1,5 раза на 17 млн. руб. Значительное увеличение поступлений отмечается в  г. Кирово-Чепецке (в 4 раза на 4,2 млн. руб.), Сунском районе (в 7 раз на 1,2 млн. руб.), Яранском районе (в 5,3 раза на 4,9 млн. руб.), Котельничском районе (в 3,2 раза на 567 тыс. руб.). В результате проведенной работы 78% работодателей от общего числа заслушанных повысили заработную плату работникам (за 2010 год – 69,3% работодателей).

Белохолуницкий, Нолинский, Опаринский, Орловский, Советский, Юрьянский районы, а также г. Котельнич активизировали работу комиссий по сравнению с 2010 годом и обеспечили ее результативность. Между тем в ряде районов (Арбажский, Афанасьевский, Богородский, Даровской, Кикнурский, Кильмезский, Лузский, Мурашинский, Немский, Омутнинский, Оричевский, Пижанский, Подосиновский, Свечинский, Шабалинский, ЗАТО Первомайский, г. Слободской) отсутствуют поступления денежных средств от данной работы в течение 2010-2011 годов.

С целью увеличения налогооблагаемой базы в течение 2011 года в ходе проведения инвентаризаций выявлено 560 незарегистрированных объектов недвижимого имущества. Значительно активизировалась работа по контролю за использованием земельных участков. Если в 2010 году было выявлено всего 350 нерационально используемых земельных участков, то по итогам 2011 года подобных участков органами местного самоуправления установлено уже в 10,7 раз больше, а именно 3753 ед. Активно работают в данном направлении Арбажский, Афанасьевский, Зуевский, Мурашинский, Немский, Опаринский, Пижанский, Яранский районы.

Увеличению налогооблагаемой базы способствовали выявление органами местного самоуправления бесхозяйных объектов, невостребованных земельных долей, фактов незаконного использования земли, несвоевременного оформления права наследования и регистрации права собственности на объекты имущества.

Вместе с тем, результаты мониторинга изменения ситуации в муниципальных образованиях по увеличению доходов местных бюджетов за 2011 год   свидетельствуют о недостаточной работе местных администраций по решению поставленной  задачи - увеличению доходного потенциала.

Доходы от использования имущества и земли сократились на 54,2 млн. руб. или на 5% по сравнению с 2010 годом.  Основные причины – уменьшение количества сдаваемых в аренду объектов имущества, рост задолженности по арендным платежам.

В 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось количество объектов муниципального имущества на 40209 ед. по различным причинам: приватизация, списание ветхого имущества, при этом в результате реализации программ по переселению граждан из ветхого жилья, модернизации сферы образования, физкультуры и спорта возросла его стоимость на 2,38 млрд. руб., или на 3%.

На фоне уменьшения общего количества имущественных объектов в 1,7 раза увеличился показатель неиспользуемого имущества (с 1593 ед. в 2010 году до 2841 ед. в 2011 году). Часть подобных объектов выявлена в ходе проведенных инвентаризаций и проверок. Преобладающая часть неиспользуемого имущества находится в технически неудовлетворительном состоянии, территориально удалена от районных центров, в силу чего ограничен и спрос на такое имущество при аренде и приватизации. Вместе с тем, в 9 районах (Богородский, Верхошижемский, Вятскополянский, Даровской, Зуевский, Нолинский, Сунский, Унинский, Шабалинский) по итогам 2011 года отмечается сокращение количества объектов неиспользуемого имущества в среднем на 20%.  В Кильмезском и Советском районах муниципальное имущество используется в полном объеме.

В 2011 году снизилось количество объектов муниципального имущества, сдаваемого в аренду на 1989 ед. (13 районов).

В целом по области отмечается незначительное снижение в 2011 году поступления доходов от аренды имущества в сравнении с 2010 годом на 5,8 млн. руб. (99% от показателя 2010 года) - в 11  муниципальных  районах  (Белохолуницкий, Лебяжский, Лузский, Немский, Нолинский,  Оричевский, Свечинский, Слободской, Советский, Сунский, Шабалинский), а также в городах Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Киров, Котельнич. При этом следует отметить рост доходов от аренды имущества в 2011 году в следующих районах: Омутнинский в 10,9 раза, Зуевский в 2,2 раза, Уржумский в 2 раза при одновременном уменьшении количества сдаваемых в аренду объектов имущества, Фаленский в 1,5 раза, Подосиновский в 1,4 раза, Богородский, Юрьянский, ЗАТО Первомайский в 1,3 раза, Даровской, Куменский, Мурашинский, Орловский, Пижанский в 1,2 раза.

Увеличению доходов в этих районах способствуют проведение независимой оценки сдаваемого в аренду имущества, организация торгов, индексация размера арендной платы в зависимости от уровня инфляции.

Доходы от аренды земли снизились в целом по области на 8% (на 48,4 млн. руб.), при этом снижение отмечено в половине  муниципальных образований (районы – Верхнекамский, Зуевский, Кикнурский, Куменский, Лебяжский, Малмыжский, Мурашинский, Немский, Нолинский, Санчурский, Омутнинский, Опаринский, Орловский, Пижанский, Слободской, Советский, Уржумский, Шабалинский, Юрьянский, в городах Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Киров, Слободской). Самое значительное снижение (в 90 раз) отмечено в г. Вятские Поляны. Объективными причинами снижения являются продолжающийся процесс разграничения собственности на землю и выкуп земельных участков арендаторами.

Остальные муниципальные образования показывают стабильное увеличение поступления арендных платежей за землю.

На поступление доходов от аренды имущества и земельных участков оказывает влияние рост недоимки по арендным платежам. Задолженность по арендным платежам за имущество увеличилась в 1,4 раза (16,6 млн. руб.) в 27 муниципальных образованиях, при этом значительна кратность ее увеличения: в 39,6 раза (на 316 тыс. руб.) в Сунском районе, в 32,5 раза (на 1,4 млн. руб.) в Уржумском районе, в 19 раз (на 7,3 млн. руб.) в г. Вятские Поляны.

Только в шести муниципальных районах (Кикнурский, Кильмезский, Куменский, Тужинский. Яранский. ЗАТО Первомайский) задолженность по арендным платежам за имущество по итогам 2011 года отсутствует.

Задолженность по арендным платежам за землю также не уменьшается, однако ее рост не так значителен – на 20,3 млн. руб., что составляет 109% к уровню 2010 года.  Нет задолженности только в двух районах – Кикнурском и ЗАТО Первомайский. 17 районов (Белохолуницкий, Верхошижемский, Даровской, Зуевский, Кильмезский, Куменский, Лебяжский, Малмыжский, Нолинский, Опаринский, Свечинский, Слободской, Сунский, Тужинский, Фаленский, г. Кирово-Чепецк,                   г. Котельнич) снизили в 2011 году сумму задолженности по арендным платежам.

Как показывает практика, в результате претензионно-исковой работы  арендаторами-должниками уплачивается в среднем 50% от общей суммы задолженности. Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые из должников неплатежеспособны, так как находятся в стадии банкротства, ликвидации.

Одним из источников доходов местных бюджетов, пусть и незначительным,  являются отчисления от прибыли муниципальных предприятий. Общая сумма чистой прибыли МУПов в целом по области увеличилась в 1,3 раза, прибыльность предприятий в 2011 году увеличилась на 10,8 млн. руб., также увеличились в 1,3 раза (на 4,5 млн. руб.) и отчисления в бюджет от части чистой прибыли муниципальных предприятий.  Прибыльными в течение 2010-2011 годов сохраняются МУПы в 16 районах области, при этом в 2011 году отмечается увеличение чистой прибыли предприятий в Арбажском районе – в 3,7 раза,  Белохолуницком – в 1,6 раза, Лебяжском – в 5 раз,  Мурашинском – в 2,9 раза, Унинском – в 1,8 раза, г. Вятские Поляны – в 1,9 раза, г. Слободской – в 4,9 раза. 

Однако только в двух районах – Подосиновском и ЗАТО Первомайский – по итогам 2011 года МУПы показали прибыль вместо убытков.

В большинстве районов области деятельность МУПов по итогам 2011 года по-прежнему характеризуется наличием убытка или нулевых результатов, часть предприятий не осуществляют хозяйственную деятельность.

В Афанасьевском, Богородском, Верхошижемском, Лебяжском, Мурашинском, Опаринском, Санчурском районах в 2011 году отсутствуют поступления в бюджет от части чистой прибыли, в то время как предприятия в данных районах по итогам 2010 года имели прибыль. Так, в Унинском районе предприятиям предоставляется частичное освобождение от уплаты с учетом их финансового положения, осуществления приоритетных видов деятельности, осуществления процесса обновления основных фондов. Вместе с тем, имеет место и недостаточный контроль со стороны органов местного самоуправления за поступлением в бюджет денежных средств от данных предприятий.

Выводы и предложения:

  1. Муниципальными образованиями области принимаются меры по увеличению доходного потенциала территорий, своевременному поступлению налоговых и неналоговых доходов, в том числе при активной работе межведомственных комиссий, что обеспечило рост собственных доходов консолидированного бюджета области за 2011 год на 12,6 %.
  2. Вместе с тем требуется принятие дополнительных мер со стороны муниципальных образований области по:

-          более полному использованию муниципального имущества для увеличения доходов бюджетов;

-          оптимизации состава муниципальных унитарных предприятий и обеспечению их прибыльной работы;

-          снижению задолженности по арендным платежам за счет осуществления в полном объеме претензионно-исковой работы с арендаторами-должниками.