Бюджетный процесс

Бюджет Кировской области депутаты приняли в первом чтении

После окончания обсуждения проекта закона Кировской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» на пленарном заседании областного Законодательного Собрания наш корреспондент взял интервью у председателя Контрольно-счетной палаты Кировской области Ю.Н. Лаптева.

-Юрий Николаевич, как Вы оцениваете принимаемый сегодня главный финансовый документ области на 2015 год?

-Представленный Законопроект учитывает основные направления бюджетной политики, в том числе активизацию работы органов местного самоуправления по расширению доходной базы  (работа со скрытой зарплатой, изысканию других внутренних резервов), продолжение мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов, проведение сдержанной долговой политики.   Бюджет формировался в сложных макроэкономических условиях. Прогноз социально-экономического развития области на 2015-2017 годы предполагает замедление  темпов экономического роста,  динамики реальных доходов населения, повышение уровня инфляции. Собственные доходы областного бюджета при таких непростых экономических условиях на 2015 год запланированы с небольшим  ростом –  на 2,9% к ожидаемой оценке 2014 года.

-В чем особенности бюджета 2015 года?

 - Особенностью этого планового периода является положительная динамика  по снижению дефицита областного бюджета, сокращению долговой нагрузки и обслуживанию государственного долга.    В то же время опережающие темпы расходов над ростом доходов областного бюджета создают риски по выполнению всех принятых расходных обязательств Кировской области в 2015-2017 годах.  В пояснительной записке к законопроекту об этом отмечено.    В этих условиях необходима активная работа всех уровней власти по изысканию дополнительных резервов пополнения бюджета и меры по экономии и оптимизации расходов.

-Все ли доходные источники  учтены при формировании бюджета? Есть ли резервы дополнительных поступлений?

 -Основными доходными источниками областного бюджета остаются: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы.  Второй год мы имеем существенные отклонения по факту исполнения налога на прибыль. Проблема формирования прогноза по налогу на прибыль организаций связана с отсутствием достоверной оценки налога, уплачиваемого обособленными подразделениями, зарегистрированными за пределами области. Считаем, что Правительству области необходимо повысить эффективность взаимодействия с такими предприятиями и принимать все возможные меры  для повышения заинтересованности предприятий к регистрации их на территории области. Большую бюджетную отдачу хотелось бы видеть от субъектов малого предпринимательства, учитывая меры государственной поддержки.  Прогноз поступления налога,  взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения,  ежегодно составляется очень сдержанно, в рамках инфляционного параметра. 

Снижение доходов  предполагает и прогноз поступлений от продажи и использования государственного имущества  (на 24,4% от ожидаемой оценки 2014 года).  Несмотря на сложности формирования данного доходного источника, считаем, что тенденция на снижение доходности областного имущества не оправдана и не соответствует целям повышения эффективности управления государственным имуществом, закрепленным в Государственной программе Кировской области. Потенциальным резервом увеличения доходной базы областного бюджета является принятие действенных мер по сокращению задолженности по налоговым платежам. На 1 июля 2014 года совокупная задолженность в консолидированный бюджет области  составила более  2 млрд. рублей, в том числе недоимка – 982 млн. рублей (46,2%). За 1 полугодие 2014 года указанная задолженность увеличилась более чем на 100 млн. рублей. В данной ситуации следует повышать эффективность работы по сокращению  недоимки созданных при администрациях межведомственных комиссий и налоговых органов. Контрольно-счетная палата обращает внимание на наличие резервов по снижению выпадающих доходов областного бюджета за счет совершенствования регионального законодательства, регламентирующего предоставление налоговых льгот.  Сумма выпадающих доходов областного бюджета от предоставления налоговых льгот только по налогу на имущество для частных инвесторов  в 2015 году составит 144 млн. рублей.  Кроме того,  для частных инвесторов региональным законодательством предусмотрены льготы по налогу на прибыль и транспортному налогу, при этом отсутствие бюджетного эффекта  от предоставленных льгот по налогу на имущество отмечается у 48% инвесторов по итогам за 2013 год.  

-Какие пути повышения эффективности бюджетных расходов Вы видите?

-В основных направлениях налоговой и бюджетной политики на 2015-2017 годы сформирована задача по повышению эффективности бюджетных расходов, осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. По результатам проведенного анализа Контрольно-счетной палатой подтверждается, что при осуществлении социальных выплат в виде премий   (стипендиальных выплат) и оказании мер социальной поддержки имеет место дублирование отдельных категорий получателей.  В целях оптимизацию расходов областного бюджета рекомендуем провести инвентаризацию действующих мер социальной поддержки на предмет дублирования категорий получателей, с учетом нуждаемости граждан.   Недостаточными темпами осуществляется оптимизация сети бюджетных учреждений.  Количество бюджетных, казенных и автономных учреждений по состоянию на  01.01.2013 составляло 439 единиц,  по состоянию на 01.10.2014 – 427.  Эта работа запланирована до 2018 года, но,  учитывая общее снижение расходов областного бюджета в 2015 году,  Контрольно-счетная палата обращает внимание на необходимость активизации мероприятий по оптимизации бюджетной сети.      

-Бюджет 2015 года сформирован в программном формате.  В связи с общим сокращением расходов, как это отразится на реализуемых  государственных программах?

-В связи со снижением расходов областного бюджета на 2015-2017 годы (в сравнении с предыдущим плановым периодом), 19 из 26 государственных программ требуют корректировки в сторону уменьшения по объемам финансирования. Значительное сокращение объемов финансирования приведет к недостижению первоначально запланированных результатов государственных программ (по развитию отраслей экономики и социальной сферы).  Сегодня особую актуальность приобретает вопрос повышения эффективности бюджетных расходов, поэтому при корректировке государственных программ должна быть продумана четкая система оценки эффективности расходов применительно к отдельным мероприятиям и бюджетным учреждениям.

-Юрий Николаевич, а какова роль КСП в бюджетном процессе?

- Мы все понимаем,  в каких сложных условиях формировался бюджет. При этом в прогнозе доходов учтены все возможные доходные источники  и, безусловно, предстоит непростая работа по изысканию дополнительных резервов поступлений. И, как уже было отмечено, особое значение приобретает реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов. Задача Контрольно-счетной палаты  – содействовать этой работе.

С учетом замечаний и предложений  Контрольно-счетная палата поддержала принятие закона Кировской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» в первом чтении.