Заседания Коллегии

О проверке расходования средств на госпрограмму «Развитие здравоохранения»

На заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты Кировской области 27.03.2018 были рассмотрены предварительные результаты проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы.

В работе Коллегии приняли участие депутаты Законодательного Собрания Кировской области Гончаров Г.А. и Бакин В.Г., заместитель Председателя Правительства Кировской области Курдюмов Д.А., представители органов исполнительной власти Кировской области, правоохранительных органов.

Всего на финансирование мероприятий государственной программы за 2013-2017 годы было направлено 72318,5 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета – 10711,3 млн. рублей, средства бюджета Территориального фонда ОМС – 58110,1 млн. рублей.

Наименование показателя

2013

2014

2015

2016

2017

Итого

1. Общий объем финансирования госпрограммы, в т.ч.:

12 959,4

13 224,1

14 666,1

15 355,1

16 113,8

72 318,5

 - федеральный бюджет

479,4

742,4

630,2

580

572,8

3 004,8

 - областной бюджет

2 327,4

2 146,1

2 109,6

2 077,8

2 050,6

10 711,3

 - государственные внебюджетные фонды

464,1

5

4

19,2

0

492,3

 - бюджет КОТФОМС

9 688,5

10 330,6

11 922,3

12 678,1

13 490,5

58 110,1

В результате реализации государственной программы в Кировской области организованы травматологические центры и первичные сосудистые отделения, для повышения эффективности оказания медицинской помощи с применением санитарной авиации в городе Кирове построены вертолетные площадки. В 2016 году завершено строительство 8 модульных объектов здравоохранения в районах области, выполняются и другие мероприятия, направленные на повышение доступности и эффективности медицинской помощи.

Оценка выполнения программы показала, что в 2017 году ключевые показатели в основном достигнуты. Не выполнены значения по 4 показателям, в том числе характеризующим эффективность мероприятий по снижению смертности от новообразований. Проведенная модернизация парка диагностического оборудования не позволила решить данную проблему.

Кроме того, в ходе исполнения госпрограммы не решены проблемы материально-технического и кадрового обеспечения деятельности учреждений. Дефицит врачей и среднего медперсонала на 01.01.2018 составляет 907 ед., укомплектованность штатных должностей врачами и средним медицинским персоналом сократилась за 2017 год на 12,2% и на 10,9% соответственно.

Из-за отсутствия квалифицированных специалистов не использовалось дорогостоящее медицинское оборудование в больницах Верхнекамского и Куменского районов.

Проверкой установлено, что дефицит необходимого медицинского оборудования в областных учреждениях частично компенсируется его арендой с последующей безвозмездной передачей. Всего в 2016-2017 годах учреждениями заключены контракты на аренду медицинского оборудования на общую сумму 82,5 млн. рублей.

В рамках мероприятия отмечено, что повышению эффективности реализации государственной программы препятствует ежегодное недофинансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования из областного бюджета. Общий объем дефицита средств за 2013-2017 годы составил 11026,1 млн. рублей.

По итогам контрольного мероприятия установлены факты неполной и несвоевременной оплаты медицинской помощи, оказанной отдельными медицинскими организациями. Кроме того, недостаточное финансовое обеспечение организации медицинской помощи, корректировки тарифов и проведение значительного объема ремонтных работ за счет средств ОМС привели к ухудшению финансово-экономического положения медицинских учреждений в 2017 году и, как следствие, к росту кредиторской задолженности (на 256,1 млн. рублей или на 51%). Общий объем кредиторской задолженности 01.03.2018 составил 1105,4 млн. рублей, в том числе просроченной задолженности – 120 млн. рублей.

Проверкой использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы, выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств и имущества, нарушения бюджетного и гражданского законодательства, положений федерального закона о бухгалтерском учете и закона о государственных закупках. Всего установлено финансовых нарушений на общую сумму 172,3 млн. рублей.

Для устранения нарушений и недостатков в адрес проверенных учреждений Контрольно-счетной палатой внесено 9 представлений. За допущенные нарушения к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 15 должностных лиц.

Информация о выявленных нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлена для рассмотрения и принятия мер реагирования в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области и прокуратуру Кировской области.

 

По решению Коллегии отчёт об итогах контрольного мероприятия с предложениями КСП направлен в Законодательное Собрание, Губернатору области. Правительству области, министерству здравоохранения и Фонду ОМС рекомендовано принять комплекс мер по повышению эффективности реализации государственной программы и снижению кредиторской задолженности в областных учреждениях здравоохранения.