О проверке расходования средств на госпрограмму «Развитие здравоохранения»
На заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты Кировской области 27.03.2018 были рассмотрены предварительные результаты проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы.
В работе Коллегии приняли участие депутаты Законодательного Собрания Кировской области Гончаров Г.А. и Бакин В.Г., заместитель Председателя Правительства Кировской области Курдюмов Д.А., представители органов исполнительной власти Кировской области, правоохранительных органов.
Всего на финансирование мероприятий государственной программы за 2013-2017 годы было направлено 72318,5 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета – 10711,3 млн. рублей, средства бюджета Территориального фонда ОМС – 58110,1 млн. рублей.
Наименование показателя |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Итого |
1. Общий объем финансирования госпрограммы, в т.ч.: |
12 959,4 |
13 224,1 |
14 666,1 |
15 355,1 |
16 113,8 |
72 318,5 |
- федеральный бюджет |
479,4 |
742,4 |
630,2 |
580 |
572,8 |
3 004,8 |
- областной бюджет |
2 327,4 |
2 146,1 |
2 109,6 |
2 077,8 |
2 050,6 |
10 711,3 |
- государственные внебюджетные фонды |
464,1 |
5 |
4 |
19,2 |
0 |
492,3 |
- бюджет КОТФОМС |
9 688,5 |
10 330,6 |
11 922,3 |
12 678,1 |
13 490,5 |
58 110,1 |
В результате реализации государственной программы в Кировской области организованы травматологические центры и первичные сосудистые отделения, для повышения эффективности оказания медицинской помощи с применением санитарной авиации в городе Кирове построены вертолетные площадки. В 2016 году завершено строительство 8 модульных объектов здравоохранения в районах области, выполняются и другие мероприятия, направленные на повышение доступности и эффективности медицинской помощи.
Оценка выполнения программы показала, что в 2017 году ключевые показатели в основном достигнуты. Не выполнены значения по 4 показателям, в том числе характеризующим эффективность мероприятий по снижению смертности от новообразований. Проведенная модернизация парка диагностического оборудования не позволила решить данную проблему.
Кроме того, в ходе исполнения госпрограммы не решены проблемы материально-технического и кадрового обеспечения деятельности учреждений. Дефицит врачей и среднего медперсонала на 01.01.2018 составляет 907 ед., укомплектованность штатных должностей врачами и средним медицинским персоналом сократилась за 2017 год на 12,2% и на 10,9% соответственно.
Из-за отсутствия квалифицированных специалистов не использовалось дорогостоящее медицинское оборудование в больницах Верхнекамского и Куменского районов.
Проверкой установлено, что дефицит необходимого медицинского оборудования в областных учреждениях частично компенсируется его арендой с последующей безвозмездной передачей. Всего в 2016-2017 годах учреждениями заключены контракты на аренду медицинского оборудования на общую сумму 82,5 млн. рублей.
В рамках мероприятия отмечено, что повышению эффективности реализации государственной программы препятствует ежегодное недофинансирование Территориальной программы обязательного медицинского страхования из областного бюджета. Общий объем дефицита средств за 2013-2017 годы составил 11026,1 млн. рублей.
По итогам контрольного мероприятия установлены факты неполной и несвоевременной оплаты медицинской помощи, оказанной отдельными медицинскими организациями. Кроме того, недостаточное финансовое обеспечение организации медицинской помощи, корректировки тарифов и проведение значительного объема ремонтных работ за счет средств ОМС привели к ухудшению финансово-экономического положения медицинских учреждений в 2017 году и, как следствие, к росту кредиторской задолженности (на 256,1 млн. рублей или на 51%). Общий объем кредиторской задолженности 01.03.2018 составил 1105,4 млн. рублей, в том числе просроченной задолженности – 120 млн. рублей.
Проверкой использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы, выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств и имущества, нарушения бюджетного и гражданского законодательства, положений федерального закона о бухгалтерском учете и закона о государственных закупках. Всего установлено финансовых нарушений на общую сумму 172,3 млн. рублей.
Для устранения нарушений и недостатков в адрес проверенных учреждений Контрольно-счетной палатой внесено 9 представлений. За допущенные нарушения к административной и дисциплинарной ответственности привлечено 15 должностных лиц.
Информация о выявленных нарушениях Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлена для рассмотрения и принятия мер реагирования в Управление Федеральной антимонопольной службы по Кировской области и прокуратуру Кировской области.
По решению Коллегии отчёт об итогах контрольного мероприятия с предложениями КСП направлен в Законодательное Собрание, Губернатору области. Правительству области, министерству здравоохранения и Фонду ОМС рекомендовано принять комплекс мер по повышению эффективности реализации государственной программы и снижению кредиторской задолженности в областных учреждениях здравоохранения.