Заседания Коллегии

Информация о результатах аудита эффективности использования лесного фонда, переданного в аренду в целях реализации приоритетных инвестпроектов

В анализируемом периоде на территории Кировской области реализовывалось 13 инвестиционных проектов в области освоения лесов с общим объемом произведённых инвестиций более 11 млрд. руб. В настоящее время 5 проектов завершены (объём инвестиций составил 7,2 млрд. руб.), 4 проекта с объёмом инвестиций 1,3 млрд. руб. исключены из перечня приоритетных проектов в связи с нарушением сроков реализации более 1 года и невыполнением предписаний об устранении нарушений.

Основным видом государственной поддержки инвесторов, включенных Минпромторгом России в перечень приоритетных инвестпроектов, является предоставление в аренду лесных участков без проведения торгов с применением пониженной ставки арендной платы с коэффициентом 0,5 к минимальной ставке платы. По завершенным и реализующимся проектам экономия инвесторов по аренде лесных участков на льготных условиях (выпадающие доходы бюджетов) составила более 519 млн. руб., в т. ч. по доходам областного бюджета – 312 млн. руб.

Помимо льготной аренды лесных участков инвесторы получали и иные виды господдержки: субсидии в рамках программ поддержки малого предпринимательства, льготные займы в Фонде развития моногородов, предоставление имущества залогового фонда Кировской области, различные виды поддержки от Кировского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, АНО «Центр поддержки экспорта» в форме консультаций, маркетинговых исследований, организации участия в различных выставочных и других бизнес-мероприятиях на территории России и за рубежом.

Инвесторами, исключенными из перечня, не в полном объеме возмещена в бюджет доначисленная арендная плата за пользование лесными участками: задолженность составляет 88,3 млн. руб. При этом должники ООО «СеверДомСтрой» и ООО «Шабалинский ДОЗ» находятся в процессе ликвидации, что создает риск непоступления в бюджет средств на общую сумму 85,2 млн. руб., в т. ч. в областной бюджет – 53,5 млн. руб.

По всем действующим проектам имеется отставание от графиков реализации на срок более 1 года. Министерством лесного хозяйства подготовлены и направлены на согласование в Минпромторг России предписания по устранению нарушений по 3 инвестиционным проектам.

В ходе аудита отмечены факторы, снижающие бюджетную эффективность использования лесных участков предприятиями-инвесторами:

- заключение договоров аренды лесных участков на срок до 49 лет, что многократно превышает сроки окупаемости проектов (4-9 лет), это позволяет инвесторам использовать лесные участки длительное время на льготных условиях;

- внесение Правительством области изменений в инвестиционные проекты (в основном, в 2015-2017 гг.) без соответствующих решений Минпромторга России, в т. ч. продление сроков заключения договоров аренды лесных участков;

- резервирование, в соответствии с действующим законодательством, лесных участков в течение 30 календарных дней со дня приема заявки на включение проекта в перечень до момента принятия Минпромторгом России решения о включении инвестиционного проекта в перечень. В период рассмотрения заявок это ведет к изъятию участков из лесопользования;

- несвоевременное заключение договоров аренды лесных участков в связи с необходимостью инвесторам за свой счет проводить кадастровые работы из-за недостатка (отсутствия) выделяемых на эти цели бюджетных средств. В результате сдвигается момент начала поступления доходов от аренды.

Последнее лесоустройство на территории Кировской области было проведено в 1997 – 2003 гг. и уже истекли 10-летние сроки действия материалов лесоустройства. В результате затягивается реализация инвестиционных проектов, требуется предоставление дополнительных участков. По действующим проектам инвесторами осуществлены дополнительные затраты в размере 7,1 млн. руб. на кадастровые работы для заключения договоров аренды лесных участков.

Контрольным мероприятием отмечен низкий уровень использования заготовленной в рамках инвестиционных проектов древесины в переработке на собственном производстве (в отдельных случаях менее 9 %), что позволяет инвесторам заниматься преимущественно заготовкой и продажей необработанной древесины без ее глубокой переработки. Уровень использования древесины на собственном производстве нормативно не установлен.

По всем инвестпроектам, включая действующие, министерством лесного хозяйства систематически устанавливаются нарушения лесного законодательства при исполнении договоров аренды лесных участков (незаконные рубки и др.). За 2014-2018 гг. сумма назначенных за указанные нарушения административных штрафов составила 35 млн. руб., из которых не оплачено 8,1 млн. руб. Сумма невозмещённого инвесторами ущерба составляет 22,3 млн. руб.

Объем налоговых платежей в консолидированный бюджет Кировской области от организаций, реализующих приоритетные инвестпроекты, за 2014-2017 гг. составил 1 518 млн. руб. Несмотря на продолжающуюся реализацию проектов, завершение и наступление сроков окупаемости по ряду проектов, по данным УФНС России по Кировской области, отмечается снижение налоговых поступлений от инвесторов. В то же время налоговые поступления от иных лесопользователей и лесопереработчиков выросли на 14 %.

По результатам аудита Правительству области и министерству лесного хозяйства рекомендовано проанализировать причины отрицательной динамики налоговых поступлений от организаций-инвесторов и принять меры по минимизации отмеченных аудитом негативных факторов, снижающих бюджетную эффективность инвестпроектов.

Отчет о результатах аудита эффективности направлен в Законодательное Собрание и Губернатору Кировской области.