Заседания Коллегии

На коллегии обсудили итоги проверки использования бюджетных средств на дорожную деятельность

В заседании приняли участие члены Коллегии, заместитель председателя комитета по энергетике, ЖКК, строительству, транспорту и связи ЗакСобрания А.Г.Харюшин, глава департамента дорожного хозяйства и транспорта А.В.Запольских, директор КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» В.М.Букланов, заместитель начальника контрольного управления Губернатора области В.Е.Сараев, старший помощник прокурора области И.А.Анохина.

С информацией об итогах проверки выступил главный инспектор КСП Е.Г. Григорян.

В ходе контрольного мероприятия проверены департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области (далее – Департамент), КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» (далее – Учреждение, Дорожный комитет) и КОГП «Вятские автомобильные дороги» (далее – предприятие, КОГП «Вятавтодор», Частный партнер).

В 2011 году на дорожную деятельность в отношении областных дорог было направлено 1261,7 млн. рублей (26% от потребности). В результате обеспечено содержание 3023,7 км дорог, построено 1,564 км и отремонтировано 94,4 км областных дорог.

Вследствие недофинансирования дорожной деятельности 84,9 % областных дорог не отвечает нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационным показателям.

Плохое состояние автомобильных дорог и отсутствие устойчивой автодорожной связи с Вологодской и Архангельской областями, а также связи автомобильными дорогами с твердым покрытием областного центра и двух районных центров области (Подосиновский и Лузский), является серьезным ограничением развития региона.

Бюджетная эффективность размещения государственного заказа в 2011 году составила всего 0,98 % (экономия 10,17 млн. рублей). Все проведенные Дорожным комитетом в 2011 году конкурсы признаны несостоявшимися, т.к. всегда подавалась только одна заявка.

Нецелевого использования бюджетных средств контрольным мероприятием не выявлено.

Вместе с тем, установлены следующие нарушения и недостатки.

1. Проверкой процедуры планирования дорожной деятельности в департаменте дорожного хозяйства выявлены многочисленные нарушения Порядка ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования Кировской области регионального или межмуниципального значения, их участков и сооружений на них, утвержденного Правительством области. Установленные процедуры планирования Департаментом не соблюдаются, и планирование осуществляется исходя из объемов бюджетных назначений.

2. Выполнение части дорожных работ способом государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) в условиях нехватки бюджетных средств оказывает положительный бюджетный эффект, т.к. выполненные в текущем году работы оплачиваются в следующем финансовом году.

Однако, по мнению Контрольно-счетной палаты, существующая схема реализации проектов ГЧП ограничивает конкуренцию в дорожной отрасли и снижает эффективность использования бюджетных средств за счет следующих факторов:

- включение в один лот различных, в т.ч. «мелких», объектов (устройство тротуаров, восстановление автобусных остановок), рассредоточенных по всей территории области;

- включение затрат на разработку проектной документации в стоимость отдельных объектов ГЧП. При этом КОГП «Вятавтодор» (частный партнер) уже в начале года, за 4 месяца до подписания соглашения о ГЧП, заключил договоры на ее разработку, что ставит предприятие в лучшие условия по сравнению с другими организациями;

- в условиях отсутствия конкуренции соглашения с победителем конкурсов (КОГП «Вятавтодор») заключены по начальной (максимальной) цене – без экономии бюджетных средств.

При этом критерии оценки эффективности использования механизма ГЧП нормативными правовыми актами не предусмотрены, что не позволяет объективно оценить эффективность этого механизма.

Частным партнером нарушены сроки выполнения работ и ввода в эксплуатацию большинства объектов (только 8 объектов из 25 введены своевременно). Департамент не воспользовался правом применения мер имущественной ответственности Частного партнера, предусмотренным соглашением. Более того, заключив соглашение о продлении сроков выполнения работ, Департамент освободил Частного партнера от ответственности за нарушение сроков их выполнения.

При этом КОГП «Вятавтодор» и в 2012 году не выполнил эти работы, в связи с чем 11.07.2012 Департаментом была направлена претензия о ненадлежащем исполнении обязательств. Несмотря на это 10.04.2012 Департамент перечислил субсидии Частному партнеру на сумму 30,3 млн. рублей.

Нормативными правовыми актами Кировской области не предусмотрен отдельный учет кредитных средств, привлекаемых Частным партнером для исполнения соглашения о ГЧП, что создает возможность злоупотреблений со стороны Частного партнера по предъявлению расходов (процентов по кредитам), не связанных с исполнением соглашений о ГЧП, это подтверждается результатами контрольного мероприятия. Выявлены факты использования кредитных средств, процентные платежи по которым оплачены из областного бюджета, на цели, не связанные с реализацией проектов ГЧП (уплата НДС, оплата обеспечения исполнения муниципальных контрактов).

Кроме того, соглашениями о ГЧП предусмотрена возможность возмещения затрат Частного партнера, связанных с привлечением кредитных средств для закупок материалов, предназначенных для выполнения Соглашения, до его подписания.

Предоставление субсидий Частному партнеру на возмещение затрат, произведенных предприятием до подведения итогов конкурса и определения победителя, подписания соответствующего соглашения о ГЧП (на сумму 3430,5 тыс. рублей) неправомерно.

3. Дорожным комитетом не применяются меры имущественной ответственности в отношении подрядчиков, нарушивших обязательства по срокам выполнения работ. В результате возможный объем не взысканной неустойки составил более 16 млн. рублей.

4. В 2011 году Департаментом допущено неправильное применение бюджетной классификации при отражении операций по строительству (реконструкции) объектов основных средств на общую сумму 92552,43 тыс. рублей.

Кроме того, проверкой документов по ремонту мостового перехода через р. Просница установлено, что в бухгалтерском учете Дорожного комитета числится демонтированный мост балансовой стоимостью 466,8 тыс. рублей, а новый мостовой переход, на завершение строительства которого в 2011 году Департаментом было использовано 38,5 млн. рублей, к бухгалтерскому учету не принят, что занижает балансовую стоимость имущества и базу по налогу на имущество организаций.

В ходе контрольного мероприятия устранены нарушения на сумму 30311,4 тыс. рублей: на автомобильных дорогах выполнен недостающий объем работ по содержанию и в рамках ГЧП, устранены недостатки по качеству работ, Дорожным комитетом в КОГП «Вятавтодор» направлена претензия с требованием гарантийного ремонта участка автомобильной дороги.

По итогам рассмотрения вопроса Коллегией принято решение: направить информацию о результатах проверки в Законодательное Собрание и Губернатору Кировской области; Отчет о выявленных нарушениях - в прокуратуру Кировской области; внести представления для принятия мер по устранению нарушений и недостатков и привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения, в Департамент, Дорожный комитет.

Информация о результатах принятых по итогам проверки мер и устранении нарушений будет размещена на официальном сайте КСП дополнительно.