Результаты деятельности

Аренда областного имущества должна быть эффективнее.

Контрольно-счетной палатой Кировской области проведен аудит эффективности предоставления в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Кировской области в 2012-2014 годах.

За три года в областной бюджет от аренды имущества поступило 89 млн. рублей. Ежегодный объем поступлений доходов является стабильным, их доля в общем объеме неналоговых доходов областного бюджета в течение трех лет не превышала 3%.

Сохраняется задолженность по арендным платежам, по состоянию на 01.01.2015 ее размер составил 1,53 млн. рублей.  За три года недоимка снизилась на 61% (на 2,41 млн. рублей), однако количество арендаторов-должников не уменьшается.

Итоги аудита показывают, что количество нарушений в течение последних двух лет сократилось, учтены предыдущие замечания Контрольно-счетной палаты. Однако эффективность предоставления областного имущества в аренду является низкой.

Общая площадь объектов недвижимости, сданных в аренду, составила в 2014 году 22,56 тыс. кв.м.

В аренду предоставляется не более 30% объектов недвижимого имущества, находящегося в казне и 1% от общего числа объектов недвижимости, закрепленных на праве оперативного управления за областными государственными казенными учреждениями.

За последние 3 года на 25% снизилась общая площадь объектов недвижимости, предоставляемых в аренду областными казенными учреждениями. Одна из причин отсутствия мотивации казенных учреждений по сдаче неиспользуемых площадей в аренду – это зачисление средств от аренды в областной бюджет (не в доход учреждению) и связанное с этим, нежелание проводить процедуру торгов.

Кроме того, требуют решения вопросы активизации работы с резервом неиспользуемого имущества. За один год количество неиспользуемых объектов недвижимости на балансе областных учреждений и унитарных предприятий увеличилось на 25%.

Снижают эффективность аренды областного имущества нарушения требований нормативно-правовых актов. Выборочной проверкой установлено, что в результате нарушений порядка предоставления в аренду государственного имущества сумма недополученных доходов областного бюджета за три года  составила  2,84 млн. рублей, том числе:

  • неправомерные зачеты в счет арендных платежей расходов арендатора на проведение капитального ремонта;
  • отсутствие индексации арендной платы;
  • передача имущества в пользование без оформления договора.

Кроме того, выявлены нарушения при проведении независимой рыночной оценки объектов аренды, выборе формы торгов, факты участия в торгах претендентов, не соответствующих требованиям законодательства, а также случаи незаконной пролонгации срока действия договоров аренды.

В ходе проведения аудита отмечено, что на торгах заключается не более 12% договоров аренды. Это связано с тем, что активно используется возможность не проводить торги на право заключения договора аренды в случае, если антимонопольное законодательство это позволяет. Вместе с тем, как показывают итоги аудита, при наличии конкуренции на аукционах увеличение начального размера арендных платежей составляет более 40%. Контрольно-счетной палатой предложено максимально использовать проведение торгов при предоставлении областного имущества в аренду.

Проведенный аудит выявил проблему низкой эффективности внутриведомственного контроля за использованием переданного в аренду имущества. Проверками департамента государственной собственности Кировской области за три года было охвачено менее 1% объектов имущества казны, переданных в аренду.

При проверке КОГКУ СО «Мурыгинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей «Родник» департаментом государственной собственности Кировской области нарушений не зафиксировано. Однако проверка Контрольно-счетной палатой данного учреждения показала формальность подобного контроля: выявлены нарушения при проведении оценки здания котельной, выборе формы  торгов, факты использовании имущества без оформления договора аренды и отсутствия на балансе учреждения объектов имущества, являющихся несогласованными неотделимыми улучшениями.

По итогам аудита министерству государственного имущества Кировской области рекомендовано внести изменения в программные документы в сфере управления имуществом  в части закрепления задач и мероприятий, направленных на повышение эффективности процесса предоставления областного имущества в аренду, увеличения его доходности,  а также обеспечить повышение ответственности должностных лиц за достижение программных результатов.