Результаты деятельности

Резервы для увеличения доходов от аренды муниципального имущества есть.

Контрольно-счетной палатой совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов и городских округов завершен аудит эффективности предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, за период 2012-2014 годов.

Итоги аудита показывают, что уровень использования имеющейся ресурсной базы не обеспечивает рост собственных доходов местных бюджетов в полном объеме. Эффективность предоставления в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности, является низкой.

Задачи, определяемые муниципальными программами в сфере управления имуществом, за период 2012-2014 годов не выполнены: снизились поступления доходов, увеличилась задолженность по арендным платежам, уменьшилось общее количество имущества в аренде, не привлекается резерв неиспользуемого имущества.

За три года в местные бюджеты от аренды имущества поступило  1 912 млн. рублей, их доля в общем объеме неналоговых доходов местных бюджетов достигает в среднем 15%.

В 30% муниципальных районов и городских округов снизились поступления от арендных платежей, из них:
в г. Кирове – на 20,5 млн. рублей (на 5%);
в г. Кирово-Чепецке – на 4,2 млн. рублей (на 15%);
в Уржумском районе – на 3,6 млн. рублей (на 32%);
в Зуевском районе – на 2,3 млн. рублей (на 18%).

Основной доход поступает в бюджет от арендных платежей за недвижимое имущество, находящееся в казне муниципальных образований. Общая площадь недвижимости в аренде в 2014 году составляла 953,5 тыс.кв.м. За три года этот показатель снизился на 3% в половине муниципалитетов, уменьшилось и количество арендаторов.

В 70% муниципальных образований не выполнены мероприятия по снижению задолженности по арендным платежам. Несистемная претензионно-исковая работа не обеспечивает: своевременное предъявление претензий, обязательное начисление штрафных санкций, обращение в суды. Должниками-арендаторами в среднем уплачивается не более 27% от предъявляемой в претензии суммы.

В результате общая сумма недоимки по состоянию на 01.01.2015  составила 103,8 млн. рублей и увеличилась за три года на 35% (на 27 млн. рублей). Самое значительное увеличение задолженности отмечено в Верхошижемском,  Советском, Афанасьевском, Немском районах.

Формальный подход органов местного самоуправления к формированию и администрированию неналоговых доходов от использования имущества ведет к недополучению средств,  не способствует снижению дефицита местных бюджетов.

Своевременно не актуализируется нормативно-правовая база, в том числе не урегулированными остаются вопросы порядка осуществления контроля за использованием имущества, предоставления имущества в субаренду.

 

В 40% муниципальных образований отсутствует достоверный учет переданного в аренду муниципального имущества, начислений и оплаты арендных платежей по договорам.

В ходе аудита отмечено значительное количество случаев неэффективного использования муниципальной собственности, что приводит к снижению доходов бюджета.

В результате нарушений порядка предоставления в аренду муниципального имущества сумма недополученных доходов местных бюджетов за период 2012-2014 годов составила  27,6 млн. рублей. 

Ряд нарушений являются системными и выявлены в большинстве муниципалитетов.

Предоставление муниципального имущества в аренду в нарушение требований законодательства без оформления договора отмечено более чем в 40% муниципальных районов и городских округов. Это позволяет арендаторам безвозмездно пользоваться муниципальным имуществом в течение длительного периода времени. Сумма недополученных доходов бюджетов за трехлетний период оценивается в размере 3,3 млн. рублей.

К занижению размера арендных платежей приводит произвольное формирование размера арендной платы без проведения независимой рыночной оценки и без применения утвержденных в муниципалитетах методик. Такие факты отмечены в 30% муниципальных районов и городских округов. Общая сумма недополученных доходов местных бюджетов по итогам аудита оценивается в размере 3,9 млн. рублей. 

К снижению доходов от использования имущества приводит отсутствие торгов. Более чем в 40% муниципальных районов выявлены факты заключения договоров аренды в нарушение антимонопольного законодательства без обязательного проведения торгов.

Отсутствие ежегодной индексации размера арендной платы имеет место во всех муниципальных районах и городских округах, что снижает доходные поступления. Фактически с момента заключения договоров  арендная плата не пересчитывается в зависимости от уровня инфляции в течение 2-6 лет. По результатам выборочной проверки установлено, что в связи с отсутствием индексации арендной платы в местные бюджеты не поступило 4,5 млн. рублей.

Снижают доходы местных бюджетов от аренды имущества осуществление за арендаторов затрат на содержание помещений и неправомерные зачеты в счет арендных платежей расходов на проведение ремонта. Общая сумма недополученных доходов составила 6,3 млн. рублей.

Одна из причин значительного количества нарушений– это низкое качество контроля со стороны органов местного самоуправления за использованием имущества. Итоги аудита показывают, что в 50% муниципалитетов отсутствует контроль за использованием переданного в аренду и субаренду имущества.

Проводимые местными администрациями проверки являются нерезультативными, только в 30% случаев выявляются нарушения, устраняется не более 70% из них.  Полное устранение выявленных нарушений отмечено только в Нагорском, Омутнинском, Советском районах и г. Кирово-Чепецке. Большинство муниципальных образований (80%) проводят «нулевые» проверки.

Итоги аудита рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты. Отчет о результатах проверки направлен главам муниципальных районов и городских округов. Главам местных администраций внесены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений.