Проверка использования бюджетных средств на поддержку предпринимательства
Контрольное мероприятие проведено в 35 муниципальных районах и городских округах Кировской области.
Установлено, что министерством развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области (Министерство), областным и муниципальными фондами поддержки малого и среднего предпринимательства, органами местного самоуправления большинство из ранее выявленных нарушений устранены.
Проводится унификация работы муниципальных фондов поддержки предпринимательства. Скорректированы с учётом предложений Контрольно-счетной палаты правовые акты областного фонда поддержки предпринимательства, касающиеся премирования руководителя и работников, обеспечения возможности возврата средств областного фонда, в случае его ликвидации, в областной бюджет. Усилена контрольная работа Министерства, как главного распорядителя бюджетных средств, по отношению к предпринимателям – получателям господдержки и муниципальным образованиям – получателям межбюджетных трансфертов. Усовершенствованы механизмы оценки эффективности господдержки.
В то же время потенциал малого бизнеса Кировской области используется не в полном объёме и не позволяет обеспечивать экономический рост муниципальных образований.
При наличии законодательных полномочий у органов местного самоуправления отсутствует заинтересованность в развитии и поддержке предпринимательства.
Программный подход к развитию предпринимательства на местном уровне не реализуется: имеющиеся муниципальные программы носят преимущественно декларативный, формальный характер. В ряде муниципальных образований программы поддержки предпринимательства отсутствуют (Арбажский, Нагорский, Унинский районы, г. Котельнич и др.). В Санчурском районе мероприятия программы не финансировались. В Тужинском районе финансирование программы в 2015 году составляет 2 тыс. руб., в Верхнекамском районе – 12,5 тыс. руб., в Кумёнском и Афанасьевском районах – по 10 тыс. руб. Зачастую финансирование господдержки предпринимательства сводится к организации публичных мероприятий (например, конкурс «Предприниматель года»).
Одна из причин - отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов, что не позволяет оказывать реальную финансовую поддержку предпринимателям, в том числе через муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Взаимодействие с фондами осуществляется только в организационной, методической, контрольной формах, через участие в органах управления.
Министерством и областным фондом поддержки предпринимательства проводится работа по централизации финансовых ресурсов господдержки в областном фонде, районные фонды выступают лишь агентами в данной работе. Самостоятельно выдача займов осуществляется только в 8 районных фондах, имеющих относительно высокую капитализацию. При этом выдача займов размером более 250 тыс. руб. с апреля 2015 г. осуществляется после согласования с областным фондом. Основной функцией муниципальных фондов на сегодня является оказание платных консалтинговых услуг. Одной из причин централизации является неэффективное распоряжение денежными средствами в муниципальных фондах, что подтверждается материалами предыдущей и настоящей проверок.
На муниципальном уровне вновь выявлены финансовые нарушения, что свидетельствует о недостаточности принятых мер профилактического характера.
Например, в Верхнекамском фонде выдача займов предпринимателям осуществлялась на основании ненадлежащим образом оформленных документов.
В Яранском, Даровском и Верхнекамском районах отсутствовал контроль за целевым и эффективным использованием заёмщиками полученных средств.
Недостаточная претензионно-исковая работа отмечена в Вятскополянском фонде.
В Орловском районе фондом осуществлена передача муниципального имущества в субаренду без согласия собственника (органа местного самоуправления).
Злоупотребления при использовании денежных средств установлены в Вятскополянском, Даровском, Омутнинском фондах. Так, в Омутнинском фонде необоснованные выплаты работникам составили 4 004,2 тыс. руб., в Вятскополянском – 512 тыс. руб., в Даровском – 90 тыс. руб.
Отмечена неэффективная работа по отбору заёмщиков, которая привела к значительным суммам просроченной задолженности по выданным займам в Омутнинском районе. Из общей суммы займов 39 млн. руб. просроченная задолженность составляла 21 млн. руб. (54 % от общей суммы).
Большая часть из этих нарушений устранена в ходе проверки. К дисциплинарной ответственности привлечены 8 должностных лиц, в том числе руководители Вятскополянского, Даровского, Яранского фондов.
Низкая заинтересованность органов местного самоуправления в развитии предпринимательства выразилась и в сокращении объектов муниципальной инфраструктуры поддержки предпринимательства. После предыдущей проверки число функционирующих муниципальных фондов сократилось на 5 ед. (21 %). Не ведут деятельности фонды поддержки малого и среднего предпринимательства в Свечинском, Котельническом, Мурашинском, Советском и Лебяжском районах. Местные администрации мер к активизации их деятельности не предпринимают, несмотря на соответствующие рекомендации и предложения Министерства по восстановлению работы указанных районных фондов. В результате их планируется ликвидировать в 2016 году.
Предыдущей проверкой отмечалась нецелесообразность реализации областным фондом мероприятий, направленных на развитие кредитной кооперации, неэффективных в качестве инструмента развития предпринимательства. Вместе с тем в настоящее время областной фонд продолжает выдавать льготные займы потребительским кооперативам. В результате сохраняются риски невозврата кооперативами полученных средств. Текущая задолженность кооперативов перед областным фондом на 01.10.2015 составляет 25,9 млн. руб., а просроченная задолженность – 36,8 млн. руб., в том числе 7,9 млн. руб. – невозможная к взысканию. Кроме того, в апреле 2015 года в связи с невозможностью взыскания денежных средств с 26 потребительских кооперативов списана задолженность в сумме 15,1 млн. руб.
По мнению Контрольно-счётной палаты, для исключения рисков утраты средств областного фонда, полученных из областного бюджета, необходимо окончательное решение вопроса по отказу от кредитования потребительских кооперативов.
Проведённая Министерством корректировка системы показателей эффективности Государственной программы по поддержке предпринимательства не обеспечивает надлежащую оценку эффективности финансовых ресурсов, расходуемых на реализацию отдельных мероприятий программы.
В областной государственной программе поддержки предпринимательства отсутствуют показатели бюджетной эффективности мероприятий, связанных с предоставлением финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, на что Контрольно-счетная палата указывала неоднократно.
Информация о результатах контрольного мероприятия направлена в Законодательное Собрание Кировской области и Губернатору Кировской области.