Результаты деятельности

О результатах проверки реализации государственной программы «Содействие занятости населения Кировской области»

Коллегия Контрольно-счетной палаты рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Содействие занятости населения Кировской области» в 2015-2016 годах». Проверка проводилась совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов и городских округов.

Ответственным исполнителем государственной программы является управление государственной службы занятости населения Кировской области.

Расходы на реализацию государственной программы составили в 2015 году – 713,32 млн. рублей, за 6 мес. 2016 года – 353,07 млн. рублей.

По итогам 2015 года бюджетные средства, выделенные на мероприятия государственной программы, были освоены на 88,5%, сумма остатка  – 92,39 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета 87,12 млн. рублей. Фактические расходы за 1 полугодие 2016 года составили 47% от запланированного годового объема.

В связи с ухудшением экономической ситуации в стране и области мероприятия государственной программы не оказали существенного влияния на улучшение ситуации на областном рынке труда.

Отмечается рост уровня регистрируемой безработицы на 01.01.2016 – 1,4%  (на 0,2 процентных пункта выше, чем на 01.01.2015).  

Коэффициент напряженности на рынке труда с 0,9 чел. на 1 вакансию на 01.01.2015 к началу 2016 года увеличился до 1,3 чел. на 1 вакансию.

В первом полугодии текущего года уровень безработицы увеличился до 1,5%. Среди регионов Приволжского федерального округа Кировская область на 01.07.2016 по уровню регистрируемой безработицы занимает 12 место.

Результаты проверки показывают, что не обеспечена реализация отдельных приоритетных программных направлений государственной политики в сфере занятости населения:

поддержка занятости сельского населения и граждан, длительно состоящих на учете в качестве безработного;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.

Кроме того, сокращается доля получателей государственных услуг в сфере занятости населения. Так, в 2015 году снизилась в сравнении с 2014 годом на 20,9 процентных пунктов (до 51,9%) доля участников временных и общественных работ к среднегодовой численности безработных граждан.

Одна из причин – уменьшение объемов средств местных бюджетов, которые направляются на организацию общественных и временных работ, снижение за 2015 год составило 22%, общая сумма участия – 19 млн. рублей.

В ходе контрольного мероприятия установлено, что при реализации государственной программы не обеспечены обоснованность и результативность расходов.

Выявлено 608 нарушений, из них 57% составили финансовые нарушения на общую сумму 13,88 млн. рублей, в том числе:

неэффективные расходы бюджета – 8,94 млн. рублей;
расходы с нарушением нормативно-правовых требований – 2,29 млн. рублей.

В течение 2015-2016 годов не оборудованы рабочие места для незанятых многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Таким образом, при наличии финансовых средств не реализовано одно из запланированных программных мероприятий.

Неэффективно расходуются средства бюджета на профессиональное обучение женщин,  находящихся в отпуске по уходу за ребенком, и незанятых граждан пенсионного возраста, что связано с отсутствием обязательного гарантированного трудоустройства при направлении их на обучение (22% центров занятости населения).

На момент проверки в половине центров занятости населения 16% оборудованных в 2015 году на средства субсидии рабочих мест были вакантны в связи с отсутствием кандидатов. Оборудование, приобретенное для осуществления инвалидами трудовой деятельности, использовалось работодателями для собственных целей. Кроме  того, недостатки нормативно-правового регулирования в постановлении Правительства Кировской области от 24.02.2014 № 205/122 привели к приобретению работодателями отдельного оборудования по высоким ценам без учета экономности и целесообразности.

При осуществлении социальных выплат не обеспечивается их законность. Выявлены неправомерные выплаты гражданам пособий по безработице и стипендии, возникшие из-за ненадлежащего контроля центров занятости населения за достоверностью информации в предоставляемых документах.

Кроме того, с начала 2015 года увеличилась в 1,3 раза задолженность по возврату пособий, полученным гражданами обманным путем. По состоянию на 01.07.2016 данная задолженность в размере 1,12 млн. рублей имелась в 40% центров занятости населения. Контрольно-счетной палатой рекомендовано активизировать работу по исключению случаев получения гражданами пособий по безработице обманным путем.

Бюджетные средства, выделенные в 2015 году на реализацию подпрограммы по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда, были освоены только  на 22% (остаток 90,12 млн. рублей), количество участников составило 55,4% от плана. Кроме того, вследствие недостаточного уровня организационной работы не решена основная задача подпрограммы. В частности, не обеспечено в полном объеме содействие занятости и повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения.

Сокращение сроков реализации подпрограммы с 6 мес. до 2,5 мес. не позволило обеспечить временную занятость работников, которые были предупреждены в течение 2015 года о предстоящем высвобождении, но не смогли принять участие в мероприятиях подпрограммы. В результате 48% (6,4 тыс. чел.) из них уволены без возможности трудоустройства.

Не было организовано для находящихся под угрозой увольнения работников опережающее профессиональное обучение по высококвалифицированным профессиям по длительным образовательным программам, а из прошедших краткосрочное обучение смогли пройти стажировку менее 1% работников.

В ходе проверки отмечено, что в 2016 году имеются риски не освоения в полном объеме средств, выделенных на реализацию подпрограммы (расходы на 01.10.2016 - 21% от плана), и не достижения ее целей – снижение напряженности на региональном рынке труда, сдерживание темпов роста безработицы. 

В целях повышения эффективности реализации государственной программы управлению государственной службы занятости Кировской области населения рекомендовано:

принять меры по разработке новых форм реализации мероприятий в сфере содействия занятости населения, в том числе за счет привлечения средств местных бюджетов и работодателей;
оценить существующую систему работы органов службы занятости, в том числе эффективность координации и администрирования управлением деятельности подведомственных учреждений.