О результатах проверки средств, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи
На организацию оздоровительного отдыха детей Кировской области за 2 года направлено 438164,1 тыс. рублей. За счет выделенных средств в 2015-2016 годах в загородных оздоровительных лагерях отдохнуло 25127 детей, или 67,8 % от количества поданных заявок, в лагерях с дневным пребыванием 40681 школьников, что составляет 95,5 % от количества желающих.
Анализ наполняемости лагерных смен показал, что не всеми лагерями в течение летней оздоровительной компании обеспечена полная загруженность. При этом в ряде областных загородных лагерей наполняемость ежегодно снижается. Так, например, в ДОЛ «Белочка» в целом в 2016 году наполняемость составила 64,3 % и снизилась по отношению к 2015 году на 10,2 %. В ДОЛ «Строитель» в 2016 году наполняемость составила 83,9 % и снизилась по отношению к предыдущему году на 5,2 %. Неполная загруженность лагерных смен ведет к неэффективному расходованию средств выделяемых на летний оздоровительный отдых.
Всего в ходе контрольного мероприятия проверено 104 объекта участвующих в реализации подпрограммы, из них 97 лагерей. В результате проверочных мероприятий установлено 1266 нарушений, из них 331 финансовое нарушение на сумму 42184,4 тыс. рублей. Выявленные нарушения носят системных характер и свойственны как для загородных лагерей, так и для лагерей с дневным пребыванием детей.
Нарушения нефинансового характера в основном связаны с отсутствием у лагерей обязательных для осуществления отдыха и оздоровления детей документов (санитарно-эпидемиологических заключений, лицензий на ведение образовательной и медицинской деятельности).
Также к группе нефинансовых нарушений отнесены нарушения норм СаПин. Практически всеми лагерями не соблюдаются нормы СанПин в части сбалансированного питания детей. Как правило, нормы потребления высококалорийных продуктов значительно завышены (кондитерские, колбасные изделия, крупы и макаронные изделия). Нормы питания по другим продуктам питания важным для растущего организма ребенка занижены (кисло - молочные продукты, творог, рыба, фрукты, мясо говядины).
Выборочными проверками установлены многочисленные факты предоставления муниципальными учреждениями образования в заявках на получение субсидии недостоверных списков детей, в том числе льготной категории, что в конечном итоге привело к необоснованному получению муниципальными образованиями средств из областного бюджета в сумме свыше 500,0 тыс. рублей.
В ходе проверочных мероприятий установлены факты незаконного и нецелевого использования лагерями средств областного бюджета. Так, например, в Малмыжском районе в школе МКОУ ООШ д. Кинерь в 2016 году оплачены продукты питания не связанные с летним отдыхом детей. В отношении руководителя учреждение составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.14 Кодекса РФ. В детском оздоровительном лагере "Живая вода" в 2015 году средства субсидии в сумме 416,7 тыс. рублей были направлены лагерем на оплату своих текущих расходов (средства возвращены в областной бюджет) и др.
В составе мероприятия проверена организация отдыха в лагере им. В.Дубинина республики Крым, на которую из областного бюджета в 2016 году было выделено 8617,0 тыс. рублей. Установлено, что по причине несвоевременной подготовки лагеря к приему детей в лагере отдохнуло только 46 детей, что составляет 6,4 % от возможной загруженности лагеря. В связи с чем, средства, выделенные из областного бюджета в сумме 8617,0 тыс. рублей признаны по итогам проверки безрезультативными расходами. Отдых детей из Кировской области в данном лагере больше не планируется.
Результаты проверки свидетельствуют о существенных недоработках управления молодежной политики Кировской области в организации оздоровительного отдыха в 2015-2016 годах, вопросы невостребованности отдельных лагерей и обоснованности расчетов стоимости путевок требуют более глубоко изучения.
Отдельно КСП проанализировала деятельность предприятия КОГУП «Дирекция загородных лагерей» созданного путем объединения 7 загородных оздоровительных лагерей. По мнению Контрольно-счетной палаты области Дирекция, целью которой являлось повышение качества оказания услуги по оздоровительному отдыху детей, в силу затягивания процедуры по ее созданию в 2016 году не смогла качественно выполнить поставленную задачу. В связи с чем, на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты, рассмотревшем итоги проверки было принято решение о целесообразности всесторонней оценки эффективности деятельности Дирекции по итогам летней оздоровительной компании 2017 года.
В целях устранения нарушений в адрес проверенных учреждений направлено 46 представлений. Привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 18 должностных лиц. Материалы проверки направлены в Прокуратуру области и Управление экономической безопасности УМВД России по Кировской области.
Информация об итогах проверки направлена Врио Губернатора области и в Законодательное Собрание области.
Вопрос устранения нарушений выявленных настоящим контрольным мероприятием остается на контроле Контрольно-счетной палаты области до полного их устранения.