Результаты деятельности

О результатах проверки средств, направленных на организацию отдыха и оздоровления детей и молодежи

Контрольно-счетной палатой Кировской области закончена проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Организация отдыха и оздоровления детей и молодежи» государственной программы Кировской области «Повышение эффективности реализации молодежной политики и организации отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее -подпрограммы) за 2015-2016 годы. Ответственным исполнителем и координатором подпрограммы является управление молодежной политики министерства образования Кировской области.

На   организацию оздоровительного отдыха детей Кировской области  за 2 года направлено  438164,1 тыс. рублей. За счет выделенных средств в 2015-2016 годах в загородных оздоровительных лагерях отдохнуло  25127 детей,   или 67,8 % от количества   поданных заявок, в лагерях с дневным пребыванием 40681 школьников, что составляет 95,5 % от количества желающих. 

Анализ наполняемости лагерных смен показал, что не всеми лагерями в течение летней оздоровительной компании обеспечена полная загруженность.  При этом в ряде  областных загородных лагерей наполняемость ежегодно снижается. Так, например, в ДОЛ «Белочка»  в целом в 2016 году наполняемость составила 64,3 % и снизилась  по отношению к 2015 году  на 10,2 %.  В ДОЛ «Строитель» в 2016 году наполняемость составила 83,9 % и снизилась по отношению к предыдущему году  на 5,2 %.  Неполная загруженность лагерных смен ведет к  неэффективному расходованию средств выделяемых на летний оздоровительный отдых.

Всего в ходе контрольного мероприятия проверено 104   объекта участвующих в реализации подпрограммы, из них 97 лагерей. В результате проверочных мероприятий установлено 1266 нарушений, из них 331 финансовое нарушение на сумму 42184,4 тыс. рублей.  Выявленные нарушения носят системных характер и свойственны как для загородных лагерей, так и для лагерей с дневным пребыванием детей.

Нарушения нефинансового характера в основном связаны с отсутствием у лагерей  обязательных для осуществления отдыха и оздоровления детей документов (санитарно-эпидемиологических заключений, лицензий на ведение образовательной и медицинской деятельности).

Также к группе нефинансовых нарушений отнесены нарушения норм СаПин. Практически всеми лагерями не соблюдаются  нормы СанПин в части сбалансированного питания детей. Как правило,  нормы потребления высококалорийных  продуктов значительно завышены (кондитерские, колбасные изделия,  крупы и макаронные изделия).  Нормы питания по  другим продуктам питания важным для растущего организма  ребенка занижены  (кисло - молочные продукты, творог, рыба, фрукты, мясо говядины).

Выборочными проверками установлены   многочисленные факты предоставления   муниципальными учреждениями образования в заявках на получение субсидии недостоверных списков детей, в том числе льготной категории, что в конечном итоге привело к необоснованному получению муниципальными образованиями средств из областного бюджета в сумме свыше 500,0 тыс. рублей.

В ходе   проверочных мероприятий установлены факты незаконного и нецелевого использования  лагерями  средств областного бюджета.  Так, например, в  Малмыжском районе  в школе МКОУ ООШ д. Кинерь в 2016 году  оплачены продукты питания не связанные с летним отдыхом детей.  В отношении руководителя учреждение составлен протокол об административном  правонарушении по статье 15.14 Кодекса РФ.  В детском оздоровительном лагере  "Живая вода" в  2015 году средства субсидии в сумме 416,7 тыс. рублей  были направлены лагерем на оплату  своих текущих расходов (средства возвращены в областной бюджет) и др.

В составе мероприятия  проверена организация отдыха  в лагере им. В.Дубинина  республики Крым, на которую  из областного бюджета  в 2016 году было выделено 8617,0 тыс. рублей. Установлено, что по причине несвоевременной   подготовки лагеря к приему детей  в лагере отдохнуло только 46 детей, что  составляет 6,4 % от возможной загруженности лагеря. В связи с чем, средства, выделенные из областного бюджета в сумме 8617,0 тыс. рублей  признаны по итогам проверки безрезультативными расходами.  Отдых  детей из Кировской области в данном лагере больше не планируется.

Результаты проверки свидетельствуют о существенных недоработках управления молодежной политики Кировской области  в организации оздоровительного отдыха в 2015-2016 годах, вопросы невостребованности отдельных лагерей и обоснованности расчетов стоимости путевок   требуют   более глубоко изучения.

Отдельно КСП проанализировала  деятельность предприятия КОГУП «Дирекция загородных лагерей»  созданного путем объединения 7 загородных оздоровительных лагерей. По мнению Контрольно-счетной палаты области Дирекция, целью которой являлось повышение качества оказания услуги по оздоровительному отдыху детей, в силу  затягивания процедуры по ее созданию  в 2016 году не смогла качественно выполнить поставленную задачу.  В связи с чем,  на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты, рассмотревшем итоги проверки было принято решение о целесообразности  всесторонней   оценки эффективности деятельности Дирекции   по итогам летней оздоровительной компании 2017 года.

В целях устранения нарушений в адрес проверенных  учреждений направлено 46 представлений. Привлечено к дисциплинарной и материальной ответственности 18 должностных лиц. Материалы проверки  направлены в Прокуратуру области и Управление экономической безопасности УМВД России по Кировской области.

Информация об итогах проверки  направлена Врио Губернатора области и в Законодательное Собрание области.

Вопрос устранения нарушений выявленных настоящим контрольным мероприятием остается на контроле Контрольно-счетной палаты области до полного их устранения.