Оценка качества администрирования и прогнозирования доходов областного бюджета
В анализируемом периоде количество главных администраторов доходов областного бюджета сократилось с 37 единиц в 2015 году до 30 единиц в 2016-2017 годах, в связи с реорганизацией отдельных ведомств путем слияния и передачей выполняемых функций.
Общий объем поступлений налоговых и неналоговых доходов (далее – собственные доходы) в областной бюджет в 2015 году составил 27121,6 млн. рублей, в 2016 году – 27686,7 млн. рублей, ожидаемое поступление в 2017 году (на 01.08.2017) – 28001,7 млн. рублей. При этом большая часть поступлений собственных доходов (94%) обеспечивается двумя федеральными ведомствами: Управлением Федеральной налоговой службы по Кировской области и Управлением Федерального Казначейства по Кировской области.
Остальными главными администраторами доходов ежегодно обеспечивается поступление не более 6% собственных доходов областного бюджета, из них наибольший объем администрируемых доходов (70-80%) приходится на министерства лесного хозяйства, социального развития и государственного имущества.
В анализируемом периоде отмечено изменение структуры основных доходных источников главных администраторов доходов: если в 2015 году наибольший объем приходился на доходы от платных услуг и компенсации затрат государства и составлял 530,7 млн. рублей (прогноз на 2017 год 293,1 млн. рублей), то в 2017 году наибольшее поступление средств ожидается от поступления платежей при пользовании природными ресурсами в сумме 558,3 млн. рублей (в 2015 году – 340,5 млн. рублей).
В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что значительной частью главных администраторов доходов областного бюджета (40%) методики прогнозирования доходов разработаны позже установленного срока или не утверждены до настоящего времени, что на практике приводит к применению устаревших методик (алгоритмов), определению прогноза поступления администрируемых доходов на основании фактического поступления доходов за предыдущий период или их произвольному определению.
В нарушение требований Бюджетного кодекса у 18 главных администраторов доходов областного бюджета из 25 (или 72%) установлено несоответствие методики прогнозирования доходов общим требованиям, установленным Правительством РФ.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия отмечено низкое качество администрирования и прогнозирования доходов областного бюджета органами исполнительной власти области: имеет место ежегодное занижение первоначального прогноза по неналоговым доходам в среднем в 2012-2016 годах на 24%; при формировании прогноза поступления доходов на 2015-2017 годы большинством главных администраторов доходов (86,7%) не были учтены поступления по одному и более источникам доходов.
Несмотря на принимаемые меры, сохраняется существенный объем задолженности в областной бюджет по неналоговым доходам.
Объем задолженности в областной бюджет по неналоговым доходам в период с 01.01.2015 по 01.01.2017 увеличился на 14 млн. рублей (на 6%) и составил 244,4 млн. рублей. Основная сумма задолженности (241,1 млн. рублей на 01.01.2017) сложилась по плате за использование лесов в связи с банкротством ряда предприятий, а также неисполнением арендаторами условий договоров аренды лесных участков.
Кроме того, по итогам 2016 года рост дебиторской задолженности по доходам сложился у 11 из 30 главных администраторов доходов.
В ходе экспертно-аналитического мероприятия отмечено наличие резервов по повышению поступлений доходов областного бюджета, в том числе продолжение работы по сокращению задолженности по налоговым и неналоговым доходам, повышение эффективности деятельности областных акционерных обществ и унитарных предприятий, сокращение неэффективных налоговых льгот и преимуществ.
Информация о результатах мероприятия направлена Врио Губернатора Кировской области, в Законодательное Собрание и министерство финансов Кировской области.