Результаты деятельности

Информация о результатах проверки использования бюджетных средств на строительство «Внеплощадочных систем водоснабжения г. Кирова (Водозабор подземных вод в Кумёнском районе)»

Контрольно-счётной палатой Кировской области совместно со Счётной палатой Российской Федерации проведена проверка обоснованности и целевого использования средств, предоставленных в виде межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в рамках основного мероприятия «Содействие развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов РФ (муниципальной собственности)» подпрограммы «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», а также хода реализации приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

В Кировской области были проверены вопросы реализации указанного приоритетного проекта и строительства «Внеплощадочных систем водоснабжения г. Кирова (Водозабор подземных вод в Кумёнском районе)». Проверки проведены в министерстве строительства и ЖКХ Кировской области (Минстрой Кировской области), администрации г. Кирова и МКУ «Управление капитального строительства» (заказчик строительства водозабора).

В ходе контрольного мероприятия отмечено, что реализация приоритетного проекта «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг» в Кировской области фактически не осуществляется – несмотря на наличие потребности в модернизации коммунальной инфраструктуры на общую сумму 2,1 млрд. руб. с использованием средств финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ (включая реализацию в 2017-2019 гг. 7 первоочередных мероприятий на общую сумму 0,87 млрд. руб.). По мнению Счётной палаты РФ, при наличии острой и объективной потребности отрасли в инвестиционных ресурсах Минстроем России не разработано действенных организационно-финансовых и инвестиционных схем и инструментов по созданию, строительству и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, отвечающих реальному состоянию и финансовым возможностям регионов и муниципальных образований.

Строительство «Внеплощадочных систем водоснабжения г. Кирова ведется с 2002 г. очередями: I очередь – строительство и реконструкция сооружений на станции очистки воды в д. Корчёмкино; II очередь – строительство водозабора подземных вод в Куменском районе. До 2012 г. велось строительство I очереди. В 2013 г. начаты работы по строительству II очереди. Стоимость строительства II очереди – 4 991,5 млн. руб.

С начала строительства II очереди расходы составили 3 617,4 млн. руб., в т. ч. средства федерального бюджета – 1 809 млн. руб., хотя первоначально планировалось 2 905,3 млн. руб. Сокращение финансирования из федерального бюджета является основной причиной затягивания сроков строительства и неопределённости в сроках сдачи объекта (первоначальный плановый срок – 2016 г.).

Строительство разделено на 2 объекта: «Водозабор подземных вод в Кумёнском районе» («Водозабор») (4 861,1 млн. руб., подрядчик – ОАО «КЧУС») и «ПС110/10 кВ «Речная» («Подстанция») (130,4 млн. руб., подрядчик – ЗАО «Группа компаний «Электрощит»-ТМ Самара»).

В ходе проверки установлен ряд нарушений и недостатков.

Администрацией г. Кирова по договору инвестирования и инвестиционному соглашению, заключенными в 2014-2015 гг. в рамках муниципально-частного партнерства с ОАО «КЧУС», были осуществлены муниципальные заимствования на общую сумму 1 018 млн. руб. В результате нарушены требования Бюджетного кодекса РФ, предусматривающего, что заимствования муниципальным образованием возможны только у кредитных организаций.

Дополнительные расходы городского бюджета на оплату процентов по заёмным средствам составили более 113 млн. руб. Однако, в бюджетном учёте привлечённые средства отражались администрацией г. Кирова, как безвозмездные поступления, что повлекло искажение бюджетной отчётности муниципального образования за 2014-2017 гг.

Также администрацией г. Кирова были нарушены условия соглашения с департаментом ЖКХ Кировской области о привлечении внебюджетных источников финансирования на строительство водозабора.

В нарушение требований Градостроительного кодекса РФ и Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Правительством РФ, проектная документация и инженерные изыскания по объекту не прошли государственную экспертизу. Сведения о наличии проектной документации, документы о её утверждении, заключения госэкспертизы администрацией г. Кирова, Правительством области не представлялись, а Минрегионом и Минстроем России не запрашивались. (в качестве проектной документации было представлено технико-экономическое обоснование (ТЭО) по объекту, имеющее положительное заключение госэкспертизы 2002 года).

Также не были соблюдены нормативные требования по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости объекта «Водозабор».

Допускались нарушения законодательства, регулирующего осуществление закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (информация о них направлена в Кировское УФАС России). Так, внесение изменений в долгосрочный муниципальный контракт на строительство «Водозабора» (продление срока действия контракта) осуществлено в отсутствие необходимого распоряжения администрации г. Кирова. Также без соответствующего распоряжения администрации города был заключен долгосрочный контракт на проведение авторского надзора за строительством объекта.

Не оформлялись дополнительными соглашениями к контракту изменения в рабочую документацию по «Водозабору», хотя условиями контракта предусмотрена обязательная письменная форма всех изменений и дополнений.

При размещении заказа на строительство «Подстанции» заказчиком в один лот объединены работы по проектированию и строительству, которые относятся к работам различного вида, выполняются последовательно, с применением различных технологий и оборудования. Тем самым нарушены федеральные законы «О контрактной системе в сфере закупок…» и «О защите конкуренции».

Также в ходе исполнения контракта на строительство «Подстанции» в него внесены изменения, увеличивающие цену на сумму дополнительных работ по присоединению к ресурсоснабжающим сетям ОАО «Кировэнерго» (11,9 млн. руб.), хотя техническим заданием к контракту уже были предусмотрены данные работы.

ТЭО, согласованное с различными органами государственного надзора, предусматривало строительство «Водозабора» с применением стальных труб. Вместе с тем разработанная подрядчиком проектная документация предусматривает применение полиэтиленовых труб. Изменения внесены без согласования с органами государственного надзора.

В ходе строительства «Водозабора» без достаточного обоснования была увеличена цена закупаемых труб.

В связи с переносом сроков окончания строительства «Водозабора» нарушена синхронизация графиков строительства с объектом «Подстанция», готовность которого составляет 99 %. После ввода «Подстанции» она не будет использоваться до завершения строительства «Водозабора», что может повлечь риск дополнительных расходов на консервацию «Подстанции».

Проведённым в ходе проверки пересчётом установленного в соглашениях о предоставлении федеральных средств показателя «Прирост технической готовности объекта» выявлено завышение его значения на 01.01.2017 (по отчётным данным – 63,3 %, фактическое значение – 53,2 %).

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Счётной палаты РФ 15.09.2017 с участием представителей Контрольно-счётной палаты Кировской области, Минстроя Кировской области и администрации г. Кирова.

На заседании Коллегии обращено внимание, что Правительством РФ принято решение о выделение в 2017 г. средств Резервного фонда в сумме 330 млн. руб. на продолжение строительства (повышение строительной готовности до 66,5 %). Однако до настоящего времени соглашение о предоставлении средств с Кировской областью не заключено, средства в бюджет области не перечислялись. Вопрос выделения средств планируется решить в ближайшее время совместно Минстроем России и Кировской областью. По мнению Счётной палаты РФ и Минстроя России необходимы пересмотр и модификация проекта, который уже является морально устаревшим (с 2002 г.) и требует внесения определённых конструктивных изменений.

По решению Коллегии для устранения выявленных нарушений и недостатков Счётная палата РФ направила представление в Правительство Кировской области, Контрольно-счётная палата Кировской области – представления в администрацию г. Кирова и МКУ «УКС».

Информация о результатах совместного контрольного мероприятия представлена также на сайте Счётной палаты Российской Федерации (http://www.ach.gov.ru/press_center/news/31178).


На строительстве водозабора -  На строительстве водозабора 

Строительным контролем отмечались нарушения технолигии строительства дорог на объекте -  Строительным контролем отмечались нарушения технолигии строительства дорог на объекте 

В здании насосной водопроводной станции -  В здании насосной водопроводной станции 

Подстанция ПС110 10 кВ Речная, 99% готовности -  Подстанция ПС110 10 кВ Речная, 99% готовности