Результаты деятельности

Проведен анализ деятельности унитарных предприятий

Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований области (за исключением г. Кирова) завершено экспертно-аналитическое мероприятие, в ходе которого проведен анализ эффективности использования бюджетных средств и имущества муниципальными унитарными предприятиями Кировской области в 2014-2016 годах.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия отмечено, что общее количество муниципальных унитарных предприятий (далее также – МУПы) с 2012 года сократилось на 64 единицы, или на 30%, и по состоянию на начало 2017 года составило 141 единицу, зарегистрированные в 41 муниципальном образовании Кировской области.

Большинство унитарных предприятий (59% их общего количества) осуществляют деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, которые действуют в 32 (70%) муниципальных образованиях области, и в сфере транспортного хозяйства – 15% в 17 муниципальных образованиях.

Деятельность муниципальных унитарных предприятий, особенно в сферах жилищно-коммунального и транспортного хозяйства, остается необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения и организаций (в том числе бюджетной сферы) и носит социально-значимый характер.

Несмотря на снижение численности работников МУПов (начиная с 2012 года сокращение составило 20%, или на 1,3 тыс. ед.), муниципальные предприятия остаются крупными работодателями – на 1 января 2017 года количество занятых в МУПах составило свыше 5 тыс. человек.

В течение 2014-2016 годов в 67% муниципальных районов и городских округов унитарным предприятиям предоставлялась поддержка в виде субсидии из местного и областного бюджетов. Общая сумма поддержки, предоставленная предприятиям за три года, составила 559,4 млн. рублей.

Меры поддержки в основном предоставлялись на компенсацию убытков в связи с государственным тарифным регулированием в сфере ЖКХ, а также на возмещение разницы в цене на топливо и убытков в связи с невозможностью взыскания задолженности, в том числе с населения за жилищно-коммунальные услуги.

Несмотря на существенную поддержку унитарных предприятий из областного и местных бюджетов, в период 2014-2016 годов положительный финансовый результат на 01.01.2017 имели только 35% предприятий.

Общая сумма перечисленных МУПами денежных средств в местные бюджеты в виде части чистой прибыли за 2014-2016 годы составила 10,5 млн. рублей, что в 5 раз меньше, чем за период 2011-2013 годов (53,2 млн. рублей).

Негативное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий в сфере ЖКХ оказывает, в первую очередь, опережающий рост цен на топливо, электроэнергию, материалы и услуги над ростом устанавливаемых тарифов на коммунальные услуги, а также наличие задолженности населения и организаций. Сохраняется проблема недобросовестной конкуренции в сфере транспортного хозяйства в связи с деятельностью нелегальных перевозчиков.

Кроме того, как и в предыдущие годы, сохраняется проблема высокой изношенности имущества унитарных предприятий при низких темпах его обновления. Требуются существенные капитальные вложения на ремонт и замену основных производственных фондов, что в условиях дефицита финансовых ресурсов МУПов и муниципальных бюджетов практически не представляется возможным.

Наряду с этим, актуальными остаются проблемы с учетом и использованием имущества МУПами.

Общая балансовая стоимость закрепленного за унитарными предприятиями муниципального имущества по состоянию на 01.01.2017 составила 1255,7 млн. рублей, остаточная стоимость – 221,7 млн. рублей.

При этом данные реестров муниципального имущества не являются полными и актуальными в 23% муниципальных районов, что создает риски утраты имущества. На начало 2017 года на 1145 объектов недвижимого имущества отсутствует регистрация права пользования.

В большинстве муниципальных образований отмечено наличие в МУПах неиспользуемого имущества – площадь таких объектов недвижимости составляет 7,5 тыс. кв. м. Не используются предприятиями здания, объекты незавершенного строительства, котельные, административные помещения, помещения стоянок, складские помещения, транспортные средства и т.д. При этом унитарные предприятия несут расходы по содержанию этих объектов. Например, в ЗАТО Первомайский на протяжении проверяемого периода не использовалось здание котельной, расходы предприятия на оплату налога на имущество за 2014-2016 годы составили 1,8 млн. рублей.

В 39% муниципальных районов и городских округов установлены  факты совершения МУПами сделок по распоряжению имуществом (продажа, списание, передача в аренду) с нарушением требований федерального законодательства и учредительных документов предприятий без согласования с собственником, без проведения обязательной оценки и процедур торгов (г. Слободской, Верхнекамский, Кикнурский, Куменский, Лузкий, Малмыжский, Мурашинский, Нагорский, Немский, Нолинский, Орловский, Подосиновский, Санчурский, Свечинский, Слободской, Уржумский, Юрьянский районы).

Также МУПы Кикнурского, Уржумского, Яранского районов, г. Слободского и г. Вятские Поляны осуществляли привлечение заемных средств без согласования с собственником предприятия.

По состоянию на начало 2017 года унитарными предприятиями предоставлено в аренду 12,5% общей площади закрепленных за ними объектов недвижимого имущества. Доходы МУПов от арендной платы за 2016 год в сравнении с 2015 годом снизились на 7%, или на 2,1 млн. рублей; общая сумма доходов за три года составила 83,2 млн. рублей.

В ходе проверочных мероприятий установлены многочисленные нарушения в сфере закупок. Контрольно-счетная палата отмечает, что внесение изменений в федеральное законодательство, в соответствии с которым с 1 января 2017 года унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки на основании Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», потребует усиления контроля за закупочной деятельностью унитарных предприятий как со стороны органов местного самоуправления, так и со стороны муниципальных контрольно-счетных органов.

По итогам мероприятия отмечен низкий уровень контроля со стороны органов местного самоуправления за деятельностью муниципальных предприятий. Не проводятся инициативный аудит предприятий и оценка эффективности их работы, аттестация руководителей МУПов, а также не организован контроль за использованием имущества в 57% муниципальных районов и городских округов.

Кроме того, не всеми муниципальными образованиями обеспечено нормативно-правовое регулирование вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий, порядка реализации полномочий в качестве собственника предприятий, осуществления контроля за деятельностью муниципальных предприятий и т.д. 

Всего в ходе экспертно-аналитического мероприятия выявлено 5268 нарушений, из них 4244 – нефинансовые нарушения, 1024 – финансовые нарушения на общую сумму 212,6 млн. рублей.

По результатам проверочных мероприятий муниципальными контрольно-счетными органами направлено 110 представлений, включающих 699 предложений, из которых на 20.12.2017 реализовано 405.

По итогам мероприятия органам местного самоуправления предложено решить вопросы:

 

  • разработки в полном объеме нормативно-правовой базы;
  • усиления контроля за результатами деятельности предприятий и процессами учета, управления и распоряжения имуществом предприятий;
  • повышения ответственности руководителей предприятий за результаты деятельности муниципальных унитарных предприятий;
  • проведения инвентаризации переданного предприятиям муниципального имущества в целях выявления фактов его неэффективного использования и принятия мер по вовлечению их в хозяйственный оборот.