Результаты деятельности

О проверке формирования и расходования средств дорожных фондов

На заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты Кировской области 14.03.2018 были рассмотрены итоги анализа формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Кировской области и дорожных фондов муниципальных образований Кировской области.

Коллегия прошла с участием представителей Законодательного Собрания Кировской области: председателя ОЗС Быкова В. В., его заместителя Титова Р. А. и председателя комитета по промышленности, энергетике, жилищно-коммунальному и лесному комплексам, строительству, транспорту и связи Коновалова Г. В. Также в заседании участвовали представители министерства финансов Кировской области и министерства транспорта Кировской области, органов местного самоуправления г. Кирова, г. Слободского и Даровского района, правоохранительных органов.

Анализ проводился совместно с муниципальными контрольно-счётными органами. В ходе контрольного мероприятия проведена оценка формирования областного дорожного фонда за 2012 – 2017 годы с общей суммой ассигнований 27 072,9 млн. руб. Ассигнования местных дорожных фондов за тот же период составили более 16 млн. руб.

      

Годовой объем доходов, формирующих областной дорожный фонд, за период 2012-2017 годов увеличился в 1,4 раза, в основном за счет привлечения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Основными источниками формирования областного дорожного фонда являются акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог (70-80%) и межбюджетные трансферты (до 26 %).

Муниципальные дорожные фонды, в основном, формируются за счет источников, регулируемых на уровне области: межбюджетные трансферты (60-85%) и акцизы на автомобильное топливо (15-40%) (на областном уровне устанавливается дифференцированный норматив отчислений от акцизов в местные бюджеты). В бюджетах70 % поселений акцизы на нефтепродукты часто являются единственным источником для формирования дорожных фондов.

В ходе проверок отмечено, что органы местного самоуправления не используют возможности привлечения дополнительных средств для увеличения ассигнований на дорожную деятельность, так как не утверждены необходимые нормативные документы по ряду доходных источников.

При формировании объема ассигнований дорожных фондов не в полной мере соблюдались требования бюджетного законодательства при формировании дорожных фондов. Не использованные ассигнования дорожных фондов, а также положительная разница между фактическим и плановым объемом соответствующих доходов не направлялись на увеличение ассигнований дорожных фондов.

В ходе обсуждения на Коллегии отмечено, что несоблюдение требований законодательства обусловлено ограниченностью средств областного и местных бюджетов, а также недостатками нормативно-правового регулирования, позволяющими направлять средства на реализацию полномочий, не связанных с дорожной деятельностью. Это подтверждается и выводами Счетной палаты РФ, которой в рамках аналогичного анализа установлены нарушения при формировании дорожных фондов в 53 субъектах РФ.

Результаты контрольного мероприятия показали, что финансирование дорожной деятельности не обеспечивает нормативные потребности.

Расходы на нормативное содержание областных автомобильных дорог в 2012 – 2017 годах составляли в среднем 44 % от норматива. Так, за 2017 год общая сумма недостающих средств для обеспечения нормативной потребности по содержанию и ремонту областных автодорог составила 8 321 млн. руб.

Не обеспечивается запланированный до 2020 года поэтапный переход к стопроцентному нормативному финансированию в отношении областных дорог, в муниципальных образованиях ситуация аналогичная.

Расходы на содержание автомобильных дорог составляют более 50 % в структуре расходов областного дорожного фонда, на ремонт автодорог направлено 19% ассигнований, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт – 15%.

Более 70 % муниципальных дорожных фондов направляются на содержание автомобильных дорог, ремонт и строительство осуществляются, как правило, только при выделении дополнительных средств из областного бюджета.

Существующий уровень финансирования отрасли не позволяет улучшить качество автомобильных дорог. Доля областных автомобильных дорог, не удовлетворяющих нормативным требованиям, составляет 74%, местных – 83%.

      

При обсуждении результатов проверки в ходе заседания Коллегии КСП было обращено особое внимание на причины, снижающие эффективность имеющихся финансовых ресурсов.

При систематическом недофинансировании сохраняется и проблема неполного освоения средств. Среди причин неосвоения преобладают ненадлежащее исполнение обязательств подрядчиками, затягивание процедуры размещения заказа, отсутствие потребности из-за некачественного планирования и проектирования. Имеет место и позднее выделение средств, особенно межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Так, в 2015 году значительные ресурсы не были освоены на строительстве сельских дорог из-за того, что федеральные субсидии поступили в Кировскую область только в сентябре.

При строительстве сельских дорог и в 2017 году не освоено 30 млн. руб. (10 %) в 7 районах из 8 получавших средства. В основном, неосвоение связано с отсутствием согласования с ПАО «МРСК Центра и Приволжья» переноса линий электропередач при строительстве автодорог, удорожанием (до 6 раз) данного вида работ и, как следствие, нехваткой имевшихся средств для заключения контрактов.

В проверяемом периоде по областным объектам не осваивалось от 12 до 156 млн. руб. в год. Муниципальными образованиями планы дорожной деятельности выполняются в среднем на 80-90%, а, например, в Малмыжском районе от запланированных в 2015 году объемов по ремонту дорог выполнено только 44 %. Одно из следствий неосвоения средств – их возврат в вышестоящий бюджет. За проверенный период в федеральный бюджет возвращено 12 млн. руб.

Вследствие некачественного планирования дорожной деятельности имеют место неэффективные расходы бюджетных средств на подготовку в дальнейшем невостребованной проектной документации. Из-за отсутствия потребности либо финансовых возможностей для реализации не использовались подготовленные в 2006-2013 гг. проекты общей стоимостью 140,4 млн. руб. по 8 областным объектам. Из них 4 планируется строить в 2018 г., но на актуализацию проектов необходимо более 16 млн. руб., а в проверяемом периоде такие дополнительные расходы областного бюджета уже составили почти 4 млн. руб.

В муниципальных образованиях установлено наличие невостребованных с 2009-2015 гг. проектов стоимостью 19,2 млн. руб.

Как отмечено при рассмотрении отчёта КСП, на эффективность закупок в дорожной отрасли негативно влияет низкий уровень конкуренции, в муниципальных образованиях на аукционы для размещения заказа часто не заявляется ни одного участника. Также имеет место «дробление» закупок для исключения конкурентных процедур, завышение начальной (максимальной) цены контракта, заключение контрактов без обязательных условий и другие нарушения законодательства о закупках.

Как и по итогам предыдущих проверок, сохраняется высокий уровень нарушений договорных обязательств подрядчиками: по качеству и срокам выполнения работ. Низкому уровню ответственности подрядных организаций способствует формальное проведение заказчиками строительного контроля, приемки выполненных работ, отсутствие либо занижение гарантийных сроков, отсутствие претензионной работы (выявлено более 4 млн. руб. непредъявленных штрафных санкций).

Указанные причины в совокупности с недостаточной квалификацией специалистов в органах местного самоуправления ведут к некачественному контролю хода исполнения контрактов и приёмке некачественных работ. Так, в Уржумском районе при строительстве дороги Лопьял – Нуса тяжеловесной техникой была разрушена существующая дорога Уржум – Лопьял, на ремонт которой после это пришлось дополнительно потратить 5,4 млн. руб. Но и после проведённого ремонта дорога не отвечала установленным требованиям.

      

Аналогично в Малмыжском районе при строительстве дороги Порез – Пушкинерь техникой подрядчика разрушены дороги в близлежащих сельских населённых пунктах. Расчётная стоимость ущерба – 27,3 млн. руб.

В ходе контрольного мероприятия выявлены отдельные факты нецелевого использования средств местных бюджетов на общую сумму 982 тыс. руб. За счет ассигнований дорожных фондов осуществлялись расходы на цели, не предусмотренные законодательством и муниципальными порядками формирования и использования ассигнований дорожных фондов (судебные расходы по делу о наследстве на квартиру, административные штрафы, моральный и материальный вред, работы по ремонту крылец и др.).

Анализ КСП показал, что в муниципальных образованиях не устранены выявленные проверками 2013 года и 2015 года нарушения по нормативно-правовому регулированию дорожной деятельности, непроведению оценки технического состояния дорог, отсутствию планов дорожной деятельности, нарушения при формировании, утверждении, реализации и оценке эффективности муниципальных программ в сфере дорожного хозяйства.

Указанные факты свидетельствуют о недостаточной работе министерства транспорта и органов местного самоуправления по исполнению полномочий главных распорядителей средств областного и местных бюджетов, что не позволяет получать максимальный эффект от использования бюджетных средств.

По решению Коллегии отчёт об итогах контрольного мероприятия с предложениями КСП направлен в Законодательное Собрание, Губернатору области, главам муниципальных образований. Правительству области и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить соблюдение законодательства при формировании ассигнований дорожных фондов, активнее использовать возможности привлечения дополнительных доходов с целью увеличения расходов на дорожные работы, принять меры к сокращению объемов незавершенного строительства, привести в соответствие с требованиями действующего законодательства муниципальную нормативную базу, регламентирующую дорожную деятельность. Правительству области также предложено рассмотреть вопрос о наделении министерства транспорта полномочиями по оказанию методической помощи муниципальным образованиям при реализации ими функций в сфере дорожного хозяйства.

 

 

 

Годовой объем доходов, формирующих областной дорожный фонд, за период 2012-2017 годов увеличился в 1,4 раза, в основном за счет привлечения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Основными источниками формирования областного дорожного фонда являются акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог (70-80%) и межбюджетные трансферты (до 26 %).

Муниципальные дорожные фонды, в основном, формируются за счет источников, регулируемых на уровне области: межбюджетные трансферты (60-85%) и акцизы на автомобильное топливо (15-40%) (на областном уровне устанавливается дифференцированный норматив отчислений от акцизов в местные бюджеты). В бюджетах70 % поселений акцизы на нефтепродукты часто являются единственным источником для формирования дорожных фондов.

В ходе проверок отмечено, что органы местного самоуправления не используют возможности привлечения дополнительных средств для увеличения ассигнований на дорожную деятельность, так как не утверждены необходимые нормативные документы по ряду доходных источников.

При формировании объема ассигнований дорожных фондов не в полной мере соблюдались требования бюджетного законодательства при формировании дорожных фондов. Не использованные ассигнования дорожных фондов, а также положительная разница между фактическим и плановым объемом соответствующих доходов не направлялись на увеличение ассигнований дорожных фондов.

В ходе обсуждения на Коллегии отмечено, что несоблюдение требований законодательства обусловлено ограниченностью средств областного и местных бюджетов, а также недостатками нормативно-правового регулирования, позволяющими направлять средства на реализацию полномочий, не связанных с дорожной деятельностью. Это подтверждается и выводами Счетной палаты РФ, которой в рамках аналогичного анализа установлены нарушения при формировании дорожных фондов в 53 субъектах РФ.

Результаты контрольного мероприятия показали, что финансирование дорожной деятельности не обеспечивает нормативные потребности.

Расходы на нормативное содержание областных автомобильных дорог в 2012 – 2017 годах составляли в среднем 44 % от норматива. Так, за 2017 год общая сумма недостающих средств для обеспечения нормативной потребности по содержанию и ремонту областных автодорог составила 8 321 млн. руб.

Не обеспечивается запланированный до 2020 года поэтапный переход к стопроцентному нормативному финансированию в отношении областных дорог, в муниципальных образованиях ситуация аналогичная.

Расходы на содержание автомобильных дорог составляют более 50 % в структуре расходов областного дорожного фонда, на ремонт автодорог направлено 19% ассигнований, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт – 15%.

Более 70 % муниципальных дорожных фондов направляются на содержание автомобильных дорог, ремонт и строительство осуществляются, как правило, только при выделении дополнительных средств из областного бюджета.

Существующий уровень финансирования отрасли не позволяет улучшить качество автомобильных дорог. Доля областных автомобильных дорог, не удовлетворяющих нормативным требованиям, составляет 74%, местных – 83%.

Годовой объем доходов, формирующих областной дорожный фонд, за период 2012-2017 годов увеличился в 1,4 раза, в основном за счет привлечения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Основными источниками формирования областного дорожного фонда являются акцизы на автомобильное топливо и транспортный налог (70-80%) и межбюджетные трансферты (до 26 %).

Муниципальные дорожные фонды, в основном, формируются за счет источников, регулируемых на уровне области: межбюджетные трансферты (60-85%) и акцизы на автомобильное топливо (15-40%) (на областном уровне устанавливается дифференцированный норматив отчислений от акцизов в местные бюджеты). В бюджетах70 % поселений акцизы на нефтепродукты часто являются единственным источником для формирования дорожных фондов.

В ходе проверок отмечено, что органы местного самоуправления не используют возможности привлечения дополнительных средств для увеличения ассигнований на дорожную деятельность, так как не утверждены необходимые нормативные документы по ряду доходных источников.

При формировании объема ассигнований дорожных фондов не в полной мере соблюдались требования бюджетного законодательства при формировании дорожных фондов. Не использованные ассигнования дорожных фондов, а также положительная разница между фактическим и плановым объемом соответствующих доходов не направлялись на увеличение ассигнований дорожных фондов.

В ходе обсуждения на Коллегии отмечено, что несоблюдение требований законодательства обусловлено ограниченностью средств областного и местных бюджетов, а также недостатками нормативно-правового регулирования, позволяющими направлять средства на реализацию полномочий, не связанных с дорожной деятельностью. Это подтверждается и выводами Счетной палаты РФ, которой в рамках аналогичного анализа установлены нарушения при формировании дорожных фондов в 53 субъектах РФ.

Результаты контрольного мероприятия показали, что финансирование дорожной деятельности не обеспечивает нормативные потребности.

Расходы на нормативное содержание областных автомобильных дорог в 2012 – 2017 годах составляли в среднем 44 % от норматива. Так, за 2017 год общая сумма недостающих средств для обеспечения нормативной потребности по содержанию и ремонту областных автодорог составила 8 321 млн. руб.

Не обеспечивается запланированный до 2020 года поэтапный переход к стопроцентному нормативному финансированию в отношении областных дорог, в муниципальных образованиях ситуация аналогичная.

Расходы на содержание автомобильных дорог составляют более 50 % в структуре расходов областного дорожного фонда, на ремонт автодорог направлено 19% ассигнований, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт – 15%.

Более 70 % муниципальных дорожных фондов направляются на содержание автомобильных дорог, ремонт и строительство осуществляются, как правило, только при выделении дополнительных средств из областного бюджета.

Существующий уровень финансирования отрасли не позволяет улучшить качество автомобильных дорог. Доля областных автомобильных дорог, не удовлетворяющих нормативным требованиям, составляет 74%, местных – 83%.