Результаты деятельности

О результатах анализа эффективности использования бюджетных средств на отлов, учет, содержание и использование безнадзорных животных

На заседании Коллегии Контрольно-счётной палаты Кировской области 18.05.2018 были рассмотрены результаты анализа использования в 2016 – 2017 гг. бюджетных средств на отлов, учет, содержание и использование безнадзорных животных. Коллегия прошла с участием председателей комитетов Законодательного Собрания Кировской области Бакина В. Г. и Яговкина В. В. Также в заседании участвовали представители министерства финансов Кировской области, управления ветеринарии Кировской области, контрольного управления Губернатора области, правоохранительных органов.

Основой для анализа послужили материалы проверок, проводившихся муниципальными контрольно-счётными органами, министерством финансов области, органами прокуратуры.

Проблема наличия безнадзорных животных характерна для всех муниципальных образований области и создаёт риск негативных санитарно-эпидемиологических последствий, распространения заболеваний, общих для человека и животных. Сохраняется высокий уровень числа граждан, пострадавших от безнадзорных домашних животных: в 2016 году – 4392 чел., в 2017 году – 4304 чел. Наименее благополучные муниципальные образования: Лебяжский, Мурашинский, Афанасьевский, Лузский, Котельничский районы.

   

 

Законом области № 416-ЗО от 18.06.2014 государственными полномочиями по отлову, учету, содержанию и использованию безнадзорных животных наделены органы местного самоуправления.

Соответствующий объём субвенций местным бюджетам на реализацию переданных полномочий в 2016 – 2017 гг. составил 18,02 млн. руб. За счёт этих средств, по отчётным данным, произведён отлов безнадзорных домашних животных в количестве 10 258 шт.

В целом в анализируемом периоде с использованием средств областного бюджета обеспечен результат мероприятий по отлову, учету, содержанию и использованию безнадзорных животных, как санитарно-эпидемиологических (профилактических) мер по защите населения от болезней, общих для человека и животных – эпидемий таких заболеваний не выявлялось. Вместе с тем результаты проведённого анализа указывают на низкую эффективность использования бюджетных средств – субвенций на реализацию переданных полномочий.

Отмечен низкий уровень освоения выделяемых бюджетных средств: в 2016 г. – 14,68 млн. руб. (83,4 % от первоначальных ассигнований), в 2017 г. – 3,34 млн. руб. (41,5 %). При этом ежегодно первоначальные плановые расходы сокращаются.

Плановые показатели по отлову безнадзорных домашних животных ежегодно не выполняются: в 2016 году первоначальный план выполнен на 70,4 %, в 2017 году – на 47 %. Установилась тенденция ежегодного сокращения первоначальных планов: в 2017 году – 41,2 % к 2016 году, в 2018 году – 71,6 % к 2017 году. При этом остаётся высоким число граждан, пострадавших от безнадзорных домашних животных (в среднем в анализируемом периоде 6,7 случая на 1 тыс. населения).

По мнению Контрольно-счётной палаты, основной причиной неосвоения бюджетных средств на реализацию переданных полномочий является невозможность заключить контракты с соблюдением установленных финансовых нормативов. Формируемые на основе утверждённых Правительством области нормативов цéны на услуги по отлову и содержанию безнадзорных животных и малый объём потенциальных контрактов в рамках одного муниципалитета не привлекают потенциальных исполнителей.

В результате незаключения контрактов не реализовывались переданные полномочия в 4 муниципалитетах в 2016 году, в 18 муниципалитетах в 2017 году. В текущем году к 18 мая контракты на отлов заключены только в 24 муниципалитетах. С 2018 года приостановлена передача полномочий Арбажскому и Богородскому районам, в настоящее время реализация мероприятий по отлову безнадзорных животных в этих районах ни кем не осуществляется. В то же время во всех районах, где не реализовывались переданные полномочия, имелись многочисленные пострадавшие от безнадзорных животных (например, в Лузском районе – 181 чел., в Богородском районе – 30 чел., в Арбажском районе – 40 чел., в Санчурском районе – 84 чел. и т. д.).

Проверки контрольно-счётных органов, министерства финансов, областной прокуратуры показали, что в отсутствие контроля управления ветеринарии (ответственный орган исполнительной власти) и муниципальных заказчиков допускались многочисленные нарушения, связанные с превышением установленных Правительством области финансовых нормативов (неправомерное расходование бюджетных средств) и фальсификацией документов об оказании услуг по отлову. Исполнителями контрактов оформлялись фиктивные карточки учёта безнадзорных животных с фотографиями собак, ранее размещёнными в сети Интернет, фотографиями собак, отловленных в других муниципальных образованиях, отловленных в предыдущие годы. Допускалась фиктивная передача животных гражданам или иным лицам, фальсификация документов о направлении животных на передержку, содержание и кормление, о проведении стерилизации, кастрации, вакцинации и т. д.

По фактам таких нарушений органами прокуратуры проводятся доследственные проверки в 12 районах. Возбуждены 2 уголовных дела по фактам мошенничества и служебного полога.

Пример фальсификации данных об оказании услуг

В результате принятия управлением ветеринарии и муниципальными заказчиками мер в 2017 году сократилось число нарушений, связанных с превышением нормативов финансирования и фальсификацией документов. Однако необходимость соблюдения установленных нормативов повлекла значительное сокращение количества заключаемых контрактов, снижение объёма расходов и отлова безнадзорных животных, а в отдельных районах – отказ от реализации переданных полномочий.

По итогам обсуждения вопроса на заседании Коллегии принято решение рекомендовать Правительству области принять меры, направленные на:

- организацию достоверного учёта безнадзорных домашних животных для объективного формирования потребностей в средствах субвенций;

- использование на территории области за счёт централизации закупок единых подходов к формированию условий контрактов, приёмке работ;

- повышение интереса потенциальных исполнителей услуг за счёт размещения на совместных торгах более крупных лотов (несколько муниципальных образований);

- организацию эффективной системы контроля за реализацией мероприятий и расходованием средств.

По решению Коллегии отчёт об итогах контрольного мероприятия с предложениями КСП направлен в Законодательное Собрание, Губернатору области, главам муниципальных образований, в прокуратуру Кировской области.