Результаты деятельности

Информация о результатах проверки результативности поддержки моногородов

Контрольно-счётной палатой Кировской области совместно со Счётной палатой Российской Федерации проведена проверка результативности поддержки моногородов на территории Кировской области в рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016 – 2017 годах. Итоги совместного контрольного мероприятия подведены на заседании Коллегии Счётной палаты Российской Федерации 04.09.2018 при участии представителей Контрольно-счётной палаты Кировской области и Правительства Кировской области.

На заседании Коллегии отмечена низкая эффективность мероприятий Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов», реализация которых не решает социально-экономических проблем монопрофильных муниципальных образований.

Утверждённый Правительством РФ в 2014 г. Перечень моногородов включает в настоящее время 319 муниципальных образований в 61 субъекте Российской Федерации, из которых 100 относятся к моногородам с наиболее сложным социально-экономическим положением (в Кировской области 4 таких моногорода). По оценке Минэкономразвития России перечень нуждается в актуализации – из него возможно исключить 107 моногородов, утративших признаки монопрофильности в связи с уменьшением числа работающих на градообразующих предприятиях и оттоком населения.

На реализацию Приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» на 2017 – 2020 гг. предусмотрено 25,3 млрд. руб., из которых в 2017 г. израсходовано 4,4 млрд. руб. (39,1 % от плана). Основная цель финансируемых мероприятий – диверсификация экономики моногородов и создание новых рабочих мест.

Согласно отчёту Счётной палаты Российской Федерации, несмотря на меры государственной поддержки в моногородах по-прежнему наблюдается ухудшение как демографической ситуации, так и ситуации на рынке труда. С 2016 по 2017 годы года общая численность населения моногородов в Российской Федерации сократилась на 123,1 тыс. чел. и на 01.01.2018 составила 13 384,4 тыс. чел.

Отток населения моногородов осуществляется, в первую очередь, за счет трудоспособных граждан.

В Кировской области в ходе контрольного мероприятия были проверены вопросы реализации Приоритетной программы во всех 11 монопрофильных муниципальных образованиях, включённых в Перечень моногородов (г. Вятские Поляны, г. Белая Холуница, г. Луза, п. Мурыгино, г. Кирс, г. Уржум, п. Демьяново, г. Кирово-Чепецк, г. Омутнинск, п. Красная Поляна, п. Стрижи). Также проверки проведены в Правительстве Кировской области и КОГКУ «Агентство по развитию моногородов Кировской области».

Проверкой отмечено, что бóльшая часть моногородов Кировской области – это населенные пункты с небольшой численностью населения, с отсутствием значительных перспектив развития. Для них характерно низкое качество и количество трудовых ресурсов, что затрудняет на их территории реализацию инвестиционных проектов, развитие малого и среднего предпринимательства.

Развитие кризисных ситуаций в моногородах области обусловлено прекращением градообразующими предприятиями хозяйственной деятельности (ООО «Лузский лесопромышленный комплекс», ООО «Эликон»); прохождение предприятиями процедуры банкротства (ОАО «Белохолуницкий машиностроительный завод», ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот», ООО «ССЗ Силворлд» (п. Стрижи), ООО «Демьяновские мануфактуры»).

Основным финансовым механизмом господдержки моногородов являются субсидии некоммерческой организации Фонд развития моногородов (за счёт средств, полученных Фондом из федерального бюджета).

В Кировской области за счёт средств Фонда развития моногородов реализовывались инфраструктурные проекты в г. Луза и г. Белая Холуница, направленные на привлечение потенциальных инвесторов и создание новых (расширение имеющихся) производственных мощностей.

В г. Луза за счёт субсидий Фонда предполагалось проведение реконструкции канализационно-очистных сооружений. Однако, выполнение условия соглашения с Фондом, предполагающего возможность загрузки объектов только за счёт предприятий инвесторов, в г. Луза не было обеспечено. В результате реконструированные канализационно-очистные сооружения г. Луза стоимостью более 115 млн. руб. не используются более полутора лет. В соответствии с достигнутой договорённостью между Правительством области и Фондом эксплуатация объекта будет осуществляться с подключением и инвесторов, и населения. В то же время отсутствие потребности инвесторов в подключении к данному объекту стало причиной возврата в Фонд из областного бюджета 88,5 млн. руб.

На реконструкцию 5 объектов инфраструктуры в г. Белая Холуница профинансировано 277,8 млн. руб., из которых 241,8 млн. руб. – средства Фонда. Все объекты инфраструктуры, предусмотренные соглашением с Фондом, введены в эксплуатацию, однако загрузка ряда реконструированных объектов обеспечена менее чем на 2 %.

Как отмечено в отчёте Счётной палаты Российской Федерации, низкая востребованность со стороны хозяйствующих субъектов (инвесторов) в созданных (реконструированных) инфраструктурных объектах на территории г. Белая Холуница, создаёт риск применения к Правительству Кировской области со стороны Фонда финансовых санкций в виде возврата средств.

Помимо мероприятий с участием средств Фонда в ходе проверки проведена оценка эффективности и результативности иных мероприятий Приоритетной программы: проект «Пять шагов благоустройства повседневности»; оснащение медицинских учреждений автомобилями скорой медицинской помощи; модернизация (ремонт) зон регистрации и ожидания приема в медицинских учреждениях моногородов; ремонт основной (центральной) улицы в каждом моногороде; создание территорий опережающего социально-экономического развития; оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предприниматьельства.

Проведённый в ходе контрольного мероприятия анализ эффективности реализации Приоритетной программы в Кировской области позволяет сделать вывод о том, что её мероприятия не оказывают значительного влияния на динамику социально-экономического развития моногородов. К примеру, в городах Луза и Белая Холуница, где реализовывались инфраструктурные проекты с участием Фонда и иные мероприятия, за 2014 – 2017 гг. численность трудоспособного населения сократилась соответственно на 1237 чел. (20,2 %) и 510 чел. (8,2 %), численность занятого населения сократилась на 791 чел. (17,3 %) и 981 чел. (19 %).

Не в полной мере обеспечена синхронизация реализации инвестиционных проектов и строительства объектов инфраструктуры. Об этом свидетельствуют вышеуказанные факты низкой загрузки объектов в моногородах Луза и Белая Холуница.

В целом по отчётным данным Правительства области в ходе реализации мероприятий Приоритетной программы в 11 моногородах Кировской области в 2017 году было создано 4 186 рабочих мест (147 % от плана). При этом нужно отметить, что в структуре созданных рабочих мест преобладают рабочие места, созданные через центры занятости населения независимо от реализации мероприятий Приоритетной программы (40,1 %), главным образом – временное трудоустройство несовершеннолетних (в период летних каникул). Таким образом, непосредственно в рамках Приоритетной программы создано не более 90 % от планового количества рабочих мест.

Статистические данные о ситуации на рынке труда в моногородах Кировской области свидетельствуют о негативной ситуации. На 01.04.2018 в 5 муниципальных образованиях (г. Белая Холуница, г. Кирс, п. Красная Поляна, г. Луза, п. Стрижи) уровень регистрируемой безработицы превышал среднероссийский показатель и аналогичный областной показатель в два и более раза. За 2014 – 2017 гг. численность населения, выбывшего с территории моногородов Кировской области, на 7,2 тыс. человек превысила численность прибывших.

По результатам проведённых проверок Контрольно-счётная палата Кировской области направила представления для устранения выявленных нарушений и недостатков в администрации Лузского района, Лузского городского поселения, Белохолуницкого городского поселения. Вопросы устранения выявленных нарушений и недостатков, эффективность реализации мер по поддержке моногородов на территории Кировской области остаются на контроле.