Результаты деятельности

Информация о результатах проверки реализации госпрограммы поддержки предпринимательства

На заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты 14 декабря были рассмотрены результаты проверки использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственной программы «Развитие предпринимательства и внешних связей» за 2016 – 2018 гг. В Коллегии приняли участие представители Законодательного Собрания Кировской области, Правительства области, правоохранительных органов. Проверка проводилась Контрольно-счётной палатой совместно с муниципальными контрольно-счетными органами.

Расходы на реализацию Госпрограммы за 2016 – 2018 гг. составили 605,7 млн. руб., из них 70 % - средства федерального бюджета. Большая часть финансирования программы направлена на реализацию мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП). Финансовыми мерами поддержки в рамках программы в 2016 году воспользовались 867 субъектов предпринимательства, в 2017 году – 620 субъектов.

Отмечено, что на муниципальном уровне финансирование программ поддержки предпринимательства осуществляется по остаточному принципу. У органов местного самоуправления при наличии законодательных полномочий практически отсутствуют реальные финансовые рычаги поддержки и развития малого бизнеса. Субсидии на реализацию госпрограммы из областного бюджета ежегодно получали от 4 до 11 муниципальных образований (в основном, моногорода) на общую сумму от 8,6 млн. руб. до 68,2 млн. руб. В других муниципальных образованиях финансирование незначительное или вообще отсутствует. В результате плановые показатели результативности программ не выполняются, сами программы носят формальный характер.

Основными негативными тенденциями в сфере развития предпринимательства являются ежегодное сокращение численности работников СМСП (на 15,1 % с 2014 г.) и удельного веса численности работников СМСП в общей численности населения, занятого в экономике (с 34,9 % в 2014 г. до 30 % в 2017 г.). Снижаются и объёмы инвестиций в основной капитал по всем категориям СМСП.

Объём налоговых поступлений от малого и среднего бизнеса и его доля в консолидированном бюджете области в проверяемом периоде имеет тенденцию к росту. Это обусловлено ростом оборота малых предприятий (в 2017 г. на 5 %) и выручки индивидуальных предпринимателей (на 14 %). При этом отмечено значительное сокращение в 2017 году налоговых поступлений от средних предприятий (на 18,1 %), что свидетельствует о наличии негативных тенденций в их деятельности (сократилось также число средних предприятий и количество занятых на них работников).

Значительная часть мер поддержки предпринимательства реализуется через инфраструктуру поддержки предпринимательства, которая включает областной  и 16 муниципальных фондов поддержки предпринимательства, АНО «Центр поддержки экспорта».

Капитализация областного фонда поддержки предпринимательства, составляющая 905,1 млн. руб., сложилась в предыдущие годы за счет целевого бюджетного финансирования на льготное кредитование малого и среднего бизнеса (614,2 млн. руб.) и предоставление поручительств по банковским кредитам (201,5 млн. руб.). За 2016 – 2017 гг. и I п/г 2018 г. Фондом выдано 1430 льготных займов на общую сумму 1 290,9 млн. руб., предоставлено 82 поручительства на общую сумму 206,8 млн. руб. При этом количество СМСП, получивших льготные займы существенно сократилось (с 743 в 2015 г. до 497 в 2017 г.) из-за увеличения срока займов до 3 лет и размера займа до 3 млн. руб.

При проверке обращено внимание на риск утраты средств гарантийного фонда на сумму 27,7 млн. руб., размещённых в 2014-2015 гг. на депозитах в банках, позднее признанных несостоятельными. Кроме того, в проверяемом периоде были фактически утрачены средства Фонда на сумму 13,7 млн. руб. за счёт списания нереальной к взысканию задолженности кредитных потребительских кооперативов, сформировавшейся в период, предшествующий проверяемому. В настоящее время просроченная задолженность кооперативов перед Фондом составляет 12,2 млн. руб., что также указывает на риск потери средств, полученных из бюджета.

В 2016 году Фонд оказывал поддержку в виде грантов начинающим предпринимателям на реализацию инновационных проектов. Проверкой выявлено предоставление гранта на сумму 500 тыс. руб. предпринимателю, фактически не осуществлявшему деятельность, что создало риск неэффективного использования средств субсидии из областного бюджета.

Муниципальная инфраструктура поддержки предпринимательства не в полной мере обеспечивает реализацию возложенных на нее задач. В проверяемом периоде ликвидированы 5 муниципальных фондов, ещё 4 находятся в стадии ликвидации. Число льготных займов и их объём в 2017 г. сократились соответственно в 1,8 р. и в 1,2 р. Проверками фондов отмечены проблемы с отвлечением целевых средств на другие нужды, высоким уровнем просроченной дебиторской задолженности, убыточной деятельностью, формированием резервов на возможные потери по займам.

Кроме того, в фондах выявлены нарушения при предоставлении льготных займов, использованных муниципального имущества, субсидий из местного бюджета и другие.

Центр поддержки экспорта, учрежденный Правительством области и Вятской торгово-промышленной палатой, оказывает услуги малому и среднему бизнесу в области осуществления внешнеэкономической деятельности. В проверяемом периоде Центру поддержки экспорта на эти цели были предоставлены субсидии из областного бюджета на сумму 56,4 млн. руб. (в основном, для организации участия поддерживаемых предпринимателей в различных выставочно-ярмарочных мероприятиях и бизнес-миссиях).

Как установлено в ходе проверки, недостаточная регламентация в Центре экспорта механизма поддержки СМСП, отсутствие порядка и критериев отбора предпринимателей для оказания поддержки, объективного механизма оценки результативности проводимых мероприятий и необходимого контроля создают риски нецелевого, неправомерного и неэффективного использования средств субсидий. Это снижает результативность работы по развитию межрегионального и международного сотрудничества.

Так, Центром экспорта, в рамках мероприятий, организуемых для СМСП, неправомерно осуществлялась поддержка субъектов крупного предпринимательства, хотя субсидии выделялись для малых и средних предприятий. Расходы на проведение таких мероприятий составили 5 131,6 тыс. руб. Выявлены необоснованная оплата по договорам на сумму 84,5 тыс. руб., излишнее начисления заработной платы. Центром экспорта не в полном объёме выполнены условия предоставления (показатели результативности) субсидий из областного бюджета на сумму 36 120 тыс. руб. В частности, ненадлежащим образом велась актуализация региональной базы экспортно-ориентированных предпринимателей, не выполнено плановое количество бизнес-миссий (например, в отчётных данных указывались бизнес-миссии, которые были организованы не Центром).

Министерство экономического развития и поддержки предпринимательства в рамках трех отдельных мероприятий госпрограммы оказывало финансовую поддержку субъектам предпринимательства, которая за проверяемый период составила 97 млн. руб. При этом проверкой установлены нарушения предпринимателями условий предоставления субсидий на общую сумму 14,2 млн. руб. В соответствии с нормами бюджетного законодательства такие нарушения влекут возврат субсидий в областной бюджет в порядке, утверждённом Правительством области. Однако фактически такой порядок не был разработан, что не позволяет вернуть средства в областной бюджет.

Также выявлено систематическое невыполнение предпринимателями показателей результативности, установленных договорами, заключенными между министерством и предпринимателями. Аналогичные нарушения установлены и в муниципальных образованиях при использовании средств субсидии из областного бюджета на сумму 13,5 млн. руб.

Наибольшее финансирование Госпрограммы в проверяемом периоде было направлено на строительство промпарка «Слободино» в Юрьянском районе. Строительство Промпарка «Слободино» общей стоимостью 290 млн. руб., завершено в 2018 г. при первоначальном плановом сроке – 2015 г. При этом его эксплуатации препятствует отсутствие производственных стоков, которые предполагается построить в 2019 г. Отсутствует ясность с составом потенциальных резидентов промпарка. Указанные факторы снижают эффективность произведённых бюджетных инвестиций и затрудняют использование построенного объекта для достижения целей и задач, установленных Программой. Подробная информация о результатах проверки строительства промпарка размещалась на сайте Контрольно-счетной палаты ранее.

Основной причиной выявленных в ходе проверки нарушений является отсутствие надлежащего контроля за реализацией Госпрограммы со стороны министерства экономического развития и поддержки предпринимательства как ответственного исполнителя программы и главного распорядителя средств областного бюджета. Контроль проводился только по отчётным документам подведомственных организаций, органов местного самоуправления, субъектов малого и среднего предпринимательства. В результате не обеспечен необходимый уровень законности и результативности реализации программных мероприятий.

Показатели эффективности реализации Госпрограммы в проверяемом периоде в основном выполнены. Однако часть показателей достоверно не отражает результативность Программы. Отдельные показатели устанавливаются по предварительным данным, фактические же результаты, как правило, значительно отличаются и в ряде случаев указывают на невыполнение плановых значений. Существующий порядок и сроки проведения оценки эффективности реализации госпрограмм Кировской области препятствуют оценке эффективности реализации мероприятий Программы по итогам работы за год на основе фактических значений отдельных показателей, что не позволяет в полной мере отражать динамику основных показателей в сфере развития предпринимательства.

По результатам рассмотрения вопроса Контрольно-счетная палата Кировской области представила Правительству области предложения, направленные на корректировку порядка оценки эффективности госпрограммы, чёткую регламентацию мер поддержки предпринимательства, осуществляемых министерством, Центром поддержки экспорта, четкую регламентацию мер поддержки предпринимательства, осуществляемых министерством, центром поддержки экспорта.

Кроме того, в министерство экономического развития и поддержки предпринимательства, областной фонд поддержки предпринимательства, Центр поддержки экспорта направлены представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недочетов.

Отчет о результатах проверки направлен в Законодательное Собрание и Губернатору Кировской области.

Устранение выявленных нарушений и недочетов остается на контроле КСП Кировской области и муниципальных контрольно-счетных органов.