Результаты деятельности

Выявлены недостатки при формировании и исполнении государственной программы по охране окружающей среды

Контрольно-счетная палата провела проверку законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы Кировской области «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов» за 2017 год и истекший период 2018 года.

Ответственным исполнителем госпрограммы является министерство охраны окружающей среды Кировской области (далее - министерство). Расходы на реализацию государственной программы за счет бюджетных источников финансирования в 2017 году составили 141 млн. рублей, за 9 месяцев 2018 года расходы составили 119 млн. рублей, или 69% от годового плана.

В ходе проверки Контрольно-счетной палатой отмечены недостатки нормативного правового регулирования при решении задач госпрограммы.

Так, по состоянию на 1 декабря 2018 года в нарушение Закона Кировской области «О пользовании участками недр местного значения на территории Кировской области» не утверждено 3 порядка, регулирующих вопросы в сфере недропользования.

В нарушение Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» не утвержден Административный регламент по предоставлению услуги по «Оформлению документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».

Контрольно-счетная палата обратила внимание на низкий уровень контроля со стороны министерства в сфере недропользования.

Установлены многочисленные нарушения недропользователями условий лицензионных соглашений по использованию участков недр:

по 26 лицензиям недропользователи не осуществляли добычу полезных ископаемых, что привело к недопоступлению только в 2017 году налога на добычу полезных ископаемых в доход областного бюджета в сумме порядка 6 млн. рублей; по 54 лицензиям добыча полезных ископаемых осуществлялась ниже установленного лицензией объема;

установлено 42 нарушения недропользователями сроков представления технических проектов, горноотводных актов, отчетов на государственную экспертизу, информации об объемах добычи полезных ископаемых.

Несмотря на многочисленные нарушения условий лицензий, министерством меры инспекторского реагирования не применялись, недропользователи к административной ответственности не привлекались. Объем непредъявленных штрафных санкций составил порядка 12 млн. рублей.

Причиной низкого качества контроля послужило ненадлежащее исполнение своих обязанностей уполномоченными ответственными лицами министерства, которые не осуществляли анализ представленной информации, а также не направляли информацию о выявленных нарушениях в управление государственного экологического надзора министерства для принятия мер реагирования.

В рамках исполнения полномочий по осуществлению регионального экологического надзора министерством в проверяемом периоде проведено 447 проверок на предмет соблюдения экологического законодательства, возбуждено 621 дело об административных правонарушениях, в бюджет поступило почти 3,4 млн. рублей.

В 2017 году министерством за нарушение экологического законодательства наказано 18 должностных лиц организаций, при этом соответствующие юридические лица к ответственности не привлекались. Таким образом, министерство не воспользовалось правом привлечения к административной ответственности юридических лиц на общую сумму около 900 тыс. рублей.

Также  контрольным мероприятием установлено, что в проверяемом периоде экологический ущерб, нанесенный юридическими и физическими лицами при извлечении полезных ископаемых и использовании водных объектов, министерством взыскивался не в полном объеме, что привело к нарушению требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части обязательного возмещения вреда, причиненного юридическими и физическими лицами окружающей среде.

Контрольно-счетная палата отметила положительную тенденцию решения вопроса нереализованных проектных документаций: по итогам 2013 года имелось 12 нереализованных проектов против 3 на 01.12.2018, в том числе не реализованы проекты по:

строительству берегоукрепления Белохолуницкого водохранилища в г. Белая Холуница;

реконструкции гидроузла Среднедаровского пруда в Даровском районе;

строительству межмуниципального полигона твердых коммунальных отходов для Свечинского и Шабалинского районов.

Общая сумма неэффективных расходов на разработку 3 нереализованных до настоящего времени проектных документаций составила 10518,2 тыс. рублей.

Дальнейшее продление сроков реализации мероприятий создает риск увеличения объемов работ и стоимости реализации проектов, дополнительных расходов на актуализацию (корректировку) проектной документации, а также возникновения аварийных ситуаций и нанесения ущерба.

Проверкой установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 15372,2 тыс. рублей, направленных на реализацию мероприятий по установлению на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

Причинами сложившейся ситуации (не регистрации водоохранных зон) является необходимость проведения работ, которые не были предусмотрены контрактами, а также нарушение министерством срока направления в Федеральное агентство водных ресурсов необходимой для внесения в государственный реестр информации.

Результаты контрольного мероприятия рассмотрены на Коллегии Контрольно-счетной палаты. В заседании Коллегии приняли участие представители Законодательного Собрания Кировской области, Правительства области, органов исполнительной власти Кировской области, правоохранительных органов.

Министр охраны окружающей среды Кировской области А.В.Албегова доложила о принимаемых мерах по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также подготовке комплекса мер по повышению эффективности деятельности министерства.

По результатам проверки Контрольно-счетной палатой рекомендован ряд мер, направленных на устранение выявленных нарушений, неэффективных расходов бюджетных средств и повышение эффективности реализации государственной программы.

Кроме того, принято решение о направлении в министерство охраны окружающей среды Кировской области представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.