Результаты проверки АО «Аэропорт Победилово»
Для обеспечения уставной деятельности АО «Аэропорт Победилово» сформирован уставный капитал в размере 169,8 млн. рублей, имущественный комплекс балансовой стоимостью – 1 465 млн. рублей, в 2013-2018 годах из областного бюджета предоставлены средства государственной поддержки на общую сумму 623 млн. рублей, из них в 2016-2018 годах – 83 млн. рублей.
По результатам проверки Контрольно-счётная палата отметила недостаточно эффективную деятельность АО «Аэропорт Победилово» при использовании имущественного комплекса и финансовых ресурсов, которая не обеспечивает достижение положительных экономических результатов работы и стратегических планов развития.
В течение всего анализируемого периода (2013-2018 годов) финансово-хозяйственная деятельность аэропорта была убыточной. Значительное влияние на формирование убытков оказало предоставление скидок отдельным авиакомпаниям на аэропортовое обслуживание (до 80% от себестоимости), которые предлагались в целях повышения конкурентоспособности аэропорта Победилово.
Финансово-экономические показатели работы акционерного общества снижаются, в том числе из-за неэффективного использования финансовых ресурсов, направленных на уплату штрафов и пени по налогам и гражданско-правовым сделкам, повышенных процентов по займам, необоснованного премирования работников, списания дебиторской задолженности. Общий объем расходов, снижающих финансовые результаты работы акционерного общества, составил в проверяемом периоде 67,9 млн. рублей, и, в основном, связан с последствиями принятия неэффективных управленческих решений руководством Аэропорта в 2010-2015 годах.
Например, на оплату неустоек и судебных расходов по договорам хранения нефтепродуктов в количестве 228,5 тонн, заключенным в 2010 году с ООО «Аском-Свобода» в 2016-2018 годах использованы средства в объеме 18,9 млн. рублей, и взыскана стоимость растраченного топлива в размере 10,5 млн. рублей.
Анализ использования кредитных ресурсов показал, что все заемные средства направляются Аэропортом исключительно на текущие расходы (оплата труда, налоги и страховые взносы, коммунальные платежи, возврат займов и т.п.), инвестиции в обновление и развитие материально-технической базы не осуществлялись. Общий объем задолженности по займам на 01.12.2018 составил 101,9 млн. рублей.
Проверкой так же отмечены недостатки при использовании имущественного комплекса Аэропорта: не востребовано имущество балансовой стоимостью 15,1 млн. рублей, не приняты достаточные меры по возврату утраченного имущества, выявленного по результатам инвентаризации (3,9 млн. руб.) и по привлечению к ответственности виновных лиц. При этом расходы на содержание не востребованного и утраченного имущества составили 154 тыс. руб.
Потребность в обновлении и поддержании работоспособности машин (оборудования) включая сертификацию, необходимых для бесперебойной работы аэропорта, составляет около 270 млн. рублей. Однако в связи с убыточной деятельностью акционерного общества источники для осуществления инвестиций отсутствуют, что может повлечь риски невыполнения уставных целей деятельности Аэропорта.
Результаты проверки показали, что недостатки по организации и проведению внутреннего контроля в Обществе, а также со стороны министерства транспорта и министерства имущества, не позволили своевременно выявить и устранить нарушения законодательства о бухгалтерском учете, выявленные контрольным мероприятием.
Стратегические документы, определяющие направления работы Аэропорта на 2019 год в настоящее время не приняты. По мнению Контрольно-счетной палаты сохранение сложившейся неэффективной для областного бюджета и акционерного общества модели финансово-хозяйственной деятельности, несет риски дальнейшего ухудшения его финансового состояния и необходимости дополнительной поддержки из областного бюджета.
Для вывода акционерного общества из финансово неустойчивого состояния, необходимо принятие комплекса мер по оптимизации расходов, дополнительному привлечению доходных источников, повышению эффективности использования имущества и развитию Аэропорта. Кроме того, необходимо проведение взвешенной и системной государственной поддержки, что позволит более качественно планировать финансово-хозяйственную деятельность Общества.
По решению Коллегии отчёт об итогах контрольного мероприятия с предложениями КСП направлен Губернатору Кировской области. О результатах проверки проинформированы Законодательное Собрание Кировской области и Кировская транспортная прокуратура.
Информация об устранении нарушений будет размещена на сайте КСП.