Результаты деятельности

О результатах контроля в сфере незавершённого строительства

Счетная палата Российской Федерации совместно с контрольно-счётными органами субъектов РФ провела «Мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти РФ, направленных на сокращение объемов и количества объектов незавершенного строительства, а также хода исполнения соответствующих поручений Президента РФ и Правительства РФ за 2019 год и истекший период 2020 года».

Счётная палата России и контрольно-счётные органы регионов не в первый раз возвращаются к данной проблематике вследствие её высокой социальной значимости. Длительное время не вводящиеся в эксплуатацию объекты социального назначения не позволяют добиться повышения качества жизни людей. Среди объектов незавершенного строительства (ОНС), которые финансируются из бюджетов разных уровней – школы и детские сады, поликлиники и больницы, дороги и объекты коммунальной инфраструктуры, учреждения культуры и спортивные сооружения.

В ходе мониторинга был проведён анализ ситуации, оценена динамика изменения объема и количества ОНС, работа органов исполнительной власти по реализации соответствующих поручений Президента и Правительства РФ, а также рекомендаций контрольно-счётных органов.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия показали, что поручения Президента и Правительства России, предусматривающие принятие системных мер по снижению объемов и количества ОНС, выполнены не в полном объеме. По оценке Счетной палаты, проблема кардинально не решается: количество «брошенных объектов» и «долгостроя» системно не сокращается, предупредить появление новых проблемных объектов также не удалось.

Поэтапным планом снижения объемов и количества объектов незавершенного строительства, утверждённым Правительством РФ 31.01.2017, предусмотрено утверждение региональных планов поэтапного снижения объемов и количества ОНС, положений по учету ОНС в регионах, определение ответственного органа исполнительной власти в регионе по учету ОНС. При этом 28 субъектов РФ, в т. ч. и Кировская область, до настоящего времени не реализовали ни одной из перечисленных мер.

Контрольно-счётная палата Кировской области при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по вопросам формирования и исполнения областного бюджета систематически обращает внимание на проблему незавершённого строительства. Так, анализом формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда отмечалось сохранение актуальности проблемы неэффективного использования бюджетных средств на подготовку в дальнейшем невостребованной проектной документации. Так, в 2017 году на балансе КОГКУ «Дорожный комитет Кировской области» имелась невостребованная с 2006-2013 годах проектная документация по 8 объектам общей стоимостью 140,4 млн. рублей. В муниципальных образованиях не востребована с 2009-2015 годов проектная документация на общую сумму 19,2 млн. рублей. На актуализацию проектов по региональным автодорогам по оценке «Дорожного комитета» требовалось около 16,4 млн. рублей. При этом за 2012-2017 годы расходы на актуализацию проектов составили 3,7 млн. рублей (аналогичные проблемы в результате постоянного недофинансирования отмечались и по объектам газификации).

Из-за отсутствия финансирования с 2013 года до 2019 года не осуществлялось строительство автомобильной дороги Киров-Котлас-Архангельск, участок Опарино-Альмеж (общая сметная стоимость проекта более 1,3 млрд. рублей). Кроме того, из-за приостановки строительства объекта не вводился в эксплуатацию примыкающий к нему участок «Опарино-Скрябино» общей сметной стоимостью 18,5 млн. рублей.

Проверкой строительства «Внеплощадочных систем водоснабжения г. Кирова» общей сметной стоимостью 4 991,5 млн. рублей было установлено, что строительство велось с 2013 года и остановлено в 2017 году. Сокращение финансирования из федерального бюджета явилось основной причиной «долгостроя» (первоначально планировался ввод в эксплуатацию в 2016 году). В ходе проверки выявлено, что строительство объекта в нарушение требований Градостроительного кодекса РФ осуществлялось в отсутствие проекта, государственной экспертизы проектной документации, разрешения на строительство. Также не были соблюдены нормативные требования по проведению проверки достоверности определения сметной стоимости. Это повлекло приостановление строительства и необходимость дополнительных расходов на консервацию объекта. До настоящего времени строительство не возобновлялось.

Следует отметить, что бюджетные расходы на строительство составляют 3 780,9 млн. рублей, консервация объекта не проведена, что создает риск утраты произведенных капитальных вложений.

Результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счётной палаты Кировской области были учтены Счётной палатой Российской Федерации при подведении итогов мониторинга.

Ознакомиться с подробными результатами мониторинга и другими материалами по проблеме незавершённого строительства можно в Бюллетене Счётной палаты РФ № 11(276) 2020