Результаты деятельности

О результатах мониторинга реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» за 2020 год

Контрольно-счетной палатой Кировской области подведены итоги мониторинга реализации в 2020 г. регионального проекта «Формирование комфортной городской среды на территории Кировской области» и полноты устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой. Мониторинг проводился совместно с контрольно-счётными органами муниципальных образований (за исключением г. Кирова и Оричевского района).

Финансирование реализации мероприятий по формированию современной городской среды из областного бюджета в 2020 г. составило 383,3 млн. руб. За счёт выделенных средств проведено благоустройство 106 общественных территорий (включая места массового отдыха населения) и 104 дворовых территорий многоквартирных домов в 27 муниципальных образованиях.

Как показал мониторинг, министерством энергетики и ЖКХ Кировской области в 2020 г., как и в предыдущий период, не в полной мере обеспечена результативность использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта.

Мероприятия по формированию городской среды в 2020 г. сопровождались высоким уровнем нарушений органами местного самоуправления обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий, касающихся несоблюдения сроков подготовки и проверки проектной (сметной) документации, заключения муниципальных контрактов и др.: выявлено 242 таких нарушения.

Сохраняется высокий уровень нарушения подрядчиками и поставщиками обязательств, установленных контрактами. В течение 2020 г. нарушены сроки реализации 44 контрактов (25 %) в 17 муниципальных образованиях. Кроме того, из 209 контрактов, заключенных в 2020 г., 33 контракта расторгнуты в полном объёме или частично на общую сумму 19,8 млн. руб.

При систематическом нарушении поставщиками и подрядчиками сроков исполнения обязательств заказчиками в 13 муниципальных образованиях не проводилась либо проводилась с нарушением установленных требований претензионная работа.

В то же время и заказчиками допускались многочисленные нарушения сроков оплаты выполненных работ (83 случая в 18 муниципалитетах), в т. ч. из-за позднего поступления средств областного бюджета. Это создает риски дополнительных расходов муниципальных бюджетов на уплату штрафных санкций подрядчикам.

Органами местного самоуправления неэффективно используются бюджетные средства на реализацию проектов – победителей всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. На данные мероприятия в 2019 – 2020 гг. было выделено 142,5 млн. руб.

В г. Советске проект по развитию и благоустройству территории исторической Кукарской слободы не реализован в срок, установленный соглашением о предоставлении субсидии и графиком реализации проекта, утверждённым Губернатором Кировской области и согласованным Минстроем России. Не достигнут соответствующий целевой показатель регионального проекта. Средства в размере 30,2 млн. руб. возвращены в федеральный бюджет. Вопрос финансового обеспечения завершения реализации проекта в 2021 году до настоящего времени не решен.

Проект «Заводной Омутнинск» в г. Омутнинске не завершен в первоначально запланированные сроки (к 31.12.2020). Дополнительным соглашением с Минстроем России срок реализации проекта продлен до 30.09.2021, однако, несоблюдение и скорректированного графика реализации проекта (с опозданием на 1 месяц выполнены проектные работы), указывает на риск несвоевременного завершения проекта в целом.

Кроме того, Контрольно-счётной палатой обращено внимание на недостаток проектировщиков и подрядчиков, способных и имеющих желание выполнять такие комплексные мероприятия, сочетающие в себе и общестроительные работы, и работы по благоустройству, и дорожные работы, низкую квалификацию муниципальных заказчиков и недостаточный контроль министерства энергетики и ЖКХ, сложность реализации в течение 1 года проектов, не имеющих готовой проектной документации.

Также отмечена проблема, связанная с отсутствием нормативного закрепления обязанности муниципалитетов реализовывать проекты в полном соответствии с заявкой, которая прошла конкурсный отбор и была одобрена населением городов. Это создаёт риск, что по завершении проектов будет получен не тот результат, на который ориентировались конкурсная комиссия и население муниципальных образований.

Результаты мониторинга показали, что муниципальными образованиями не обеспечена полнота и своевременность устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой.

Наиболее низкий уровень устранения нарушений отмечен в г. Советске, что связанно с отсутствием или затягиванием сроков претензионно-исковой работы.

При этом складывается негативная судебная практика, не позволяющая взыскать с подрядчиков средства (либо обязать выполнить работы), уплаченные заказчиками за фактически невыполненные работы по недостоверным актам приемки. В результате таких судебных решений не был возмещен ущерб бюджетам Советского и Уржумского городских поселений на сумму 603,2 тыс. руб. и 294,21 тыс. руб. соответственно.

В ходе мониторинга была дана оценка выполнения предложений Контрольно-счётной палаты по результатам предыдущей проверки.

Так, было отмечено, что невыполнение предложений КСП по оптимизации нормативных требований, установленных для инвентаризации объектов благоустройства, не позволило в 2020 г. сократить количество нарушений при организации и проведении инвентаризации объектов благоустройства и снизить нагрузку на работников органов местного самоуправления.

Информация о результатах мониторинга с выводами и предложениями Контрольно-счётной палаты направлена в Законодательное Собрание, Губернатору Кировской области и главам муниципальных образований.

Контроль за реализацией проектов по развитию малых городов и исторических поселений и за реализацией регионального проекта «Комфортная городская среда» в целом будет продолжен Контрольно-счётной палатой в 2021 г. в рамках экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации региональных (национальных) проектов».