Информация о результатах мониторинга реализации в 2021 году мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (на 01.07.2021)
![]() | Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с муниципальными контрольно-счётными органами в 2021 г. продолжается мониторинг реализации областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 – 2025 годы» в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Кировской области» (информация об итогах мониторинга за I квартал 2021 г. размещалась на сайте КСП 17.05.2021). |
В областном бюджете на 2021 год предусмотрены субсидии из областного бюджета на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 930,5 млн. руб. для 14 муниципальных образований.
Результаты мониторинга за I полугодие указывают на низкий уровень выполнения запланированных на 2021 г. мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда. По состоянию на 01.07.2021 стоимость фактически выполненных работ (предоставленных жилых помещений), оформленных актами приёма-передачи, составляет 41,7 млн. руб., или 4,5 % от объёма предусмотренных ассигнований.
Причинами низкого уровня реализации мероприятий программы переселения являются нарушения сроков выполнения обязательств подрядчиками и проектировщиками (включая обеспечение наличия положительных заключений экспертизы проектов), низкий уровень конкуренции (или её отсутствие) при приобретении и строительстве жилых помещений для расселения аварийного жилья.
Отсутствие конкуренции и необходимого рынка жилья в муниципальных образованиях также влечёт удорожание приобретаемого жилья и покупку жилых помещений в областном центре, что ведёт к превышению норматива стоимости 1 м², установленного Минстроем России, и дополнительным расходам местных или областного бюджетов, поскольку превышение норматива не финансируется за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Так, для расселения аварийного жилья в Зуевском районе приобретаются квартиры в г. Кирове со стоимостью 1 м² более 42,6 тыс. руб. (при нормативе 38,2 тыс. руб.).
Из-за отсутствия необходимого рынка жилья и несостоявшихся конкурсных процедур в Оричевском, Кирсинском городских поселениях и г. Котельниче уровень реализации здесь мероприятий по приобретению жилых помещений на рынке жилья составляет 20 – 76 %.
Наибольшие риски несвоевременного завершения мероприятий регионального проекта сформировались в муниципальных образованиях, где планируется расселений аварийного жилья во вновь строящиеся многоквартирные дома: Зуевский, Опаринский районы, Вахрушевское городское поселение, г. Котельнич.
Так, в Зуевском районе заключены контракты на общую сумму 90,5 млн. руб. на расселение 2,24 тыс. м2 аварийного жилищного фонда. На 1 июля работы велись только на объекте, расположенном в г. Зуевка (1042,6 м2): из трех этажей построен первый этаж и начат второй. На объекте в п. Косино (1187,4 м2) работы не начаты из-за отсутствия положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Строительство жилого дома в г. Зуевка и п. Вахруши
В п. Вахруши Слободского района по муниципальному контракту на строительство многоквартирного жилого дома выполнено лишь 21,4 % работ на общую сумму 10,76 млн. руб.
По результатам мониторинга за I полугодие 2021 г. Контрольно-счётная палата отмечает, что в г. Котельниче поставщиком по-прежнему не исполнены 9 контрактов на приобретение жилых помещений, заключенных в 2020 г. (договорной срок – 01.11.2020). При отсутствии претензионной работы со стороны администрации г. Котельнича просрочка передачи 9 квартир общей стоимостью 13,9 млн. руб. составляет уже более 8 месяцев.
Мониторинг показывает также, что в муниципальных образованиях недостаточно эффективно решается проблема сноса расселённых аварийных жилых домов: из-за недостатка финансовых ресурсов местных бюджетов и нормативных требований, устанавливающих необходимость разработки проектов организации работ по сносу, с соответствующими затратами времени и средств местных бюджетов. По оценке органов местного самоуправления, на 01.07.2021 в 17 муниципальных образованиях имеется 116 расселённых, но не снесённых аварийных домов общей площадью 28 тыс. м², ориентировочная потребность в денежных средствах на их снос составляет 34 млн. руб. Достоверно оценить финансовую потребность возможно только при наличии прошедших экспертизу проектов сноса.
Контрольно-счётной палатой предложено министерству строительства, энергетики и ЖКХ Кировской области совместно с министерством финансов Кировской области оценить возможность софинансирования из областного бюджета расходов на снос расселённого аварийного жилого фонда.
Информация о результатах мониторинга за I полугодие 2021 г. с выводами и предложениями КСП направлена в Законодательное Собрание и Губернатору Кировской области.
Мониторинг реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда будет продолжен совместно с муниципальными контрольно-счётными органами в течение 2021 г. Информация о результатах мониторинга так же будет размещаться на официальном сайте КСП.
Вопросы и предложения, связанные с темой мониторинга, можно адресовать председателю Контрольно-счетной палаты Кировской области в разделе нашего сайта «Электронная приемная» или направлять на электронную почту ksp@ako.kirov.ru.