Результаты деятельности

Информация о результатах мониторинга реализации в 2021 году мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

Контрольно-счетной палатой Кировской области подведены итоги мониторинга реализации в 2021 г. областной адресной программы «Переселение граждан, проживающих на территории Кировской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года» на 2019 – 2025 годы» в рамках регионального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда на территории Кировской области». Информация о промежуточных результатах мониторинга за I, II и III кварталы 2021 г. размещалась на сайте КСП 17.05.2021, 06.08.2021 и 10.11.2021.

Мониторинг поводился с участием контрольно-счётных органов всех муниципальных образований, получавших в анализируемом периоде бюджетные средства на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, за исключением Контрольно-счётной палаты г. Кирова.

В 2021 г. на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда были произведены расходы за счёт средств областного бюджета и Фонда содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд ЖКХ) на общую сумму 804,7 млн. руб. (74 % от плана).

Мероприятия по расселению аварийного жилищного фонда в 2021 г. выполнены не в полном объёме. По отчётным данным, 1395 граждан переселены из 610 аварийных жилых помещений общей площадью 22,2 тыс. м², что составляет 81 % от уточнённого плана.

В структуре способов расселения аварийного жилья действующей областной адресной программы преобладает способ «строительство многоквартирных домов», который, по мнению КСП, является наиболее эффективным, позволяет контролировать ход строительства и получать новые качественные жилые помещения. В сравнении с предыдущей, действовавшей в 2013 – 2019 гг., программой переселения удельный вес данного способа вырос с 32,5 % до 63,9 %.

В то же время в целом количество граждан, переселяемых в новое жильё, построенное или приобретённое у застройщиков, сократилось с 89,2 % до 65 %. Это обусловлено увеличением доли жилья, приобретаемого на «вторичном» рынке (с 4,5 % до 24,4 %), и выкупа жилых помещений у собственников (с 3,8 % до 10,7 %). Данные способы позволяют оперативно расселять аварийное жильё при отсутствии потенциальных подрядчиков и застройщиков в отдельных муниципальных образованиях. Однако, в таких условиях недостаточно эффективно решается программная задача по наращиванию объемов жилищного строительства.

Расселение аварийного жилья путём строительства многоквартирных домов имеет более высокие риски несвоевременного завершения программных мероприятий, связанные с несвоевременным проведением работ по проектированию многоквартирных домов и заключением контрактов на их строительство, низкими темпами строительства.

На указанные риски в ряде муниципальных образований Контрольно-счётная палата в 2021 году уже обращала внимание на основании промежуточных (ежеквартальных) результатов мониторинга (Зуевский район (г. Зуевка, п. Косино), п. Вахруши Слободского района, Арбажский муниципальный округ, п. Верхошижемье, г. Киров).

Обоснованность рисков подтверждена незавершением в 2021 году запланированных мероприятий, в первую очередь, по заявке 2020 года, исполнение которой планировалось на 2020 – 2021 гг. К 18.04.2022 по заявке 2020 года расселено 2,986 тыс. м² аварийного жилья, или 55,2 % от плана. Невыполнение вызвано нарушением плановых сроков строительства многоквартирных домов в п. Косино и п. Вахруши.

Так, в п. Косино из-за несвоевременной подготовки проектной документации разрешение на строительство жилого дома (общей площадью 1187,4 м² для расселения 63 чел.) получено только 18.10.2021. Срок исполнения контракта был продлён до 18.04.2022, однако до настоящего времени строительство не закончено, а на 31.03.2022 техническая готовность составляла только 31 %.

В п. Вахруши по заявке 2020 года не переселены 76 чел. из 33 аварийных домов общей площадью 1,2 тыс. м² – готовность строящегося для переселения многоквартирного дома на 01.04.2022 составила 93 %.

 

Строительство многоквартирных домов для переселения граждан из аварийного жилья в п. Косино и п. Вахруши

В п. Арбаж имеется риск нарушения срока переселения по заявке 2021 года: по результатам дважды проводившихся торгов муниципальный контракт на строительство многоквартирного дома не был заключен из-за отсутствия подрядчиков. Есть риск несвоевременного окончания строительства многоквартирного дома и в п. Верхошижемье в связи с задержкой подготовки проекта более чем на 8 мес. от первоначально запланированного срока.

В г. Кирове переселение граждан из аварийных жилых помещений в мкр. Лянгасово планировалось завершить в 2021 г., однако, до конца года не были получены положительные заключения госэкспертизы на проекты строительства многоквартирных домов; строительство не начато.

В ходе мониторинга Контрольно-счётной палатой отмечено отсутствие в муниципальных образованиях необходимого рынка жилья и конкуренции среди подрядчиков и застройщиков, что влечёт удорожание приобретаемого жилья и покупку более дорогих жилых помещений в областном центре. Это, в свою очередь, ведёт к превышению норматива стоимости 1 м², установленного Минстроем России, и дополнительным расходам областного и местных бюджетов, так как превышение норматива не финансируется Фондом ЖКХ. Так, расходы областного бюджета на оплату стоимости приобретаемого жилья сверх норматива, установленного Минстроем России, в 2021 г. составили 77,1 млн. руб.; на 2022 год планируются расходы на сумму 297,7 млн. руб.

Как показал мониторинг, в муниципальных образованиях недостаточно эффективно решается проблема сноса расселённых аварийных жилых домов: из-за недостатка финансовых ресурсов в местных бюджетах и необходимости соблюдения федеральных нормативных требований, устанавливающих обязательную разработку проектов сноса. По оценке органов местного самоуправления, на 01.01.2022 в 14 муниципалитетах имелся расселённый, но не снесённый аварийный жилищный фонд общей площадью 32,2 тыс. м².

Наибольший объём такого жилья – в г. Кирове, Мурашинском, Верхнекамском, Фалёнском, Опаринском районах, г. Котельниче, г. Вятские Поляны. При этом из бюджетов г. Котельнича и Фалёнского района в 2020 – 2021 годах мероприятия по сносу не финансировались. В Мурашинском, Опаринском, Верхнекамском районах финансирование осуществлялось в объёме, значительно ниже потребности.

Также в ходе мониторинга проведена оценка формирования «нового» объёма аварийного жилищного фонда – признанного аварийным после 01.01.2017 и не вошедшего в действующую областную адресную программу. По данным органов местного самоуправления в 2017 – 2021 гг. в 29 муниципальных образованиях области признаны аварийным более 450 домов общей площадью 177,3 тыс. м2. Ориентировочная стоимость расселения данного жилья, по расчету КСП, составляет более 9 млрд. руб.

Отчёт о результатах мониторинга с выводами и предложениями Контрольно-счётной палаты направлена в Законодательное Собрание и Губернатору Кировской области.

По результатам мониторинга Правительству области предложено принять меры, направленные на формирование программы переселения граждан из жилого фонда, признанного аварийным после 01.01.2017 (в целях её дальнейшего финансирования с привлечением средств Фонда ЖКХ после завершения действующей программы), а также на решение проблемы финансового обеспечения сноса расселённого аварийного жилья.

Министерству строительства, энергетики и ЖКХ рекомендовано совместно с органами местного самоуправления принять меры по исключению рисков невыполнения в установленные сроки этапов областной адресной программы переселения и предъявления Кировской области штрафных санкций со стороны Фонда ЖКХ и обеспечить завершение действующей программы переселения в сжатые сроки в полном соответствии с нормативными требованиями.

Дальнейший контроль реализации областной адресной программы переселения в 2022 г. будет продолжен в рамках мониторинга региональных (национальных) проектов в целом.