Результаты мониторинга реализации региональных (национальных) проектов на территории Кировской области за 1 полугодие 2022 года
Объем средств, предусмотренных на реализацию в 2022 году региональных проектов на территории Кировской области (за счет консолидированного бюджета Кировской области, а также средств Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования) по состоянию на 01.07.2022 составил 22716,1 млн. рублей, увеличившись по сравнению с 1 кварталом текущего года на 2950,0 млн. рублей, или на 14,9%.
Фактические расходы за 6 месяцев 2022 года составили 5706,2 млн. рублей, или 25,1% от годового плана, что в том числе обусловлено увеличением объемов авансирования подрядчиков.
По итогам 2 квартала 2022 года исполнение расходов более 40% от годового плана сложилось только по 4 направлениям национальных проектов: «Культура» – 47,9%, «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» – 44,7%, «Демография» – 41,9% и «Производительность труда» – 41,3%. По 5 из 12 направлений проектов исполнение расходов составило менее 30% от годового плана, из них по 2 направлениям – менее 5%.
По итогам 2 квартала 2022 года по всем направлениям национальных проектов (за исключением направления «Производительность труда») имеются отклонения в реализации проектов по показателям, результатам и контрольным точкам.
Наличие отклонений отмечается по 33 показателям, 44 результатам и 99 контрольным точкам. Наибольшее количество отклонений сложилось по направлениям: «Жилье и городская среда» - 66 ед.; «Безопасные качественные дороги» - 25 ед. и «Демография» - 24 ед.
Наличие существенного количества отклонений по итогам 2 квартала 2022 года (их увеличение по сравнению с 1 кварталом текущего года) создает риск несвоевременного достижения (не достижения) запланированных контрольных точек и результатов региональных проектов по итогам текущего года.
В ходе мониторинга также отмечено, что отдельные мероприятия, реализация которых была запланирована в 2021 году (и ранее), не реализованы и по состоянию на 01.07.2022. Такие мероприятия отмечаются по следующим региональным проектам: «Содействие занятости», «Спорт – норма жизни», «Детское здравоохранение», «Создание современных школ в Кировской области», «Успех каждого ребенка», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Комфортная городская среда», «Сокращение непригодного для проживания жилья» и «Чистая вода».
Например, в рамках проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» переносится с 2022 года на 2023 год реализация мероприятия по размещению 5 автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств (далее - АПВГК) на автомобильных дорогах (280,0 млн. рублей). По информации министерства транспорта Кировской области, причинами невыполнения мероприятия в 2022 году являются: отсутствие готовой проектной документации (проводится повторная государственная экспертиза) и необходимость импортозамещения отдельных элементов АПВГК.
Необходимо отметить, что данное мероприятие ежегодно планируется с 2019 года, однако до настоящего времени не установлено ни одного пункта весового контроля, при этом стоимость их установки увеличилась к 2022 году на 60,0 млн. рублей.
В рамках проекта «Комфортная городская среда» ни один из финансируемых в Кировской области Проектов-победителей Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях на территории Кировской области (в гг. Советске, Омутнинске и Кирово-Чепецке) по состоянию на 01.07.2022 не реализован, что привело к потере части софинансирования из федерального бюджета и дополнительным расходам областного бюджета на сумму 29,1 млн. рублей и местного бюджета на сумму 1,4 млн. рублей.
При этом существует риск возврата средств федерального бюджета, выделенных на реализацию проекта «ЗАВОДной Омутнинск», который не завершен в установленный срок – 30.09.2021.
Во 2 квартале 2022 года, как и в предшествующие периоды, сохраняются систематические причины ненадлежащей реализации региональных проектов, в том числе: несвоевременная разработка и проведение экспертизы проектной документации; необходимость устранения выявленных замечаний при разработке проектной документации; длительные сроки подготовки и согласования технических заданий по закупкам, проведения закупочных процедур; несостоявшиеся торги на заключение контрактов (в том числе по причине увеличения стоимости товаров и работ); ненадлежащее исполнение подрядчиками (поставщиками, проектировщиками) условий контрактов.
Так, в рамках проекта «Создание современных школ в Кировской области», срок разработки проектной документации на строительство здания для размещения общеобразовательной школы на 500 учащихся с физкультурно-оздоровительным комплексом в г. Нолинске перенесен с 25.12.2021 на 31.08.2022 (на 268 дней, в 1 квартале 2022 года плановый срок составлял 31.05.2022), что обусловлено получением отрицательного заключения по итогам государственной экспертизы проекта.
По проекту «Сокращение непригодного для проживания жилья» в связи с несвоевременным проведением работ по проектированию многоквартирных жилых домов и заключением контрактов на их строительство, низкими темпами строительства, увеличением стоимости жилья, отмечается риск несвоевременного завершения в 2022 году мероприятий в муниципальных образованиях, в которых планируется расселение граждан из аварийного жилья во вновь строящиеся многоквартирные дома (Зуевский район, Вахрушевское городское поселение Слободского района, Арбажское городское поселение, г. Киров (мкр. Лянгасово) и т.д.), в том числе по заявкам 2020 и 2021 годов.
Как показывают результаты мониторинга, наиболее острые проблемы сохраняются при реализации мероприятий по строительству, реконструкции и ремонту объектов капитального строительства, в том числе по таким мероприятиям как:
строительство школ и учреждений дошкольного образования;
монтаж физкультурно-оздоровительных комплексов;
ремонт учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта;
ликвидация (рекультивация) свалок в границах городов на территории Кировской области, а также строительство объектов по обработке (сортировке) твердых коммунальных отходов;
проектные и строительно-монтажные работы на объектах питьевого водоснабжения;
реализация проектов по формированию комфортной городской среды.
Контрольно-счетная палата отмечает, что несвоевременное выполнение мероприятий проектов может привести к удорожанию работ и потере финансирования реализации проектов из федерального бюджета, что создает риск неэффективных и/или дополнительных расходов областного и местных бюджетов, а также риск недостижения результатов и показателей проектов.
Результаты мониторинга реализации в 1 полугодии 2022 года региональных (национальных) проектов на территории Кировской области направлены Губернатору Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области.