Результаты деятельности

Завершена проверка использования имущества казны Кировской области и муниципальных образований области

Контрольно-счетной палатой завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ использования недвижимого имущества, находящегося в казне Кировской области и муниципальных образований, за 2019-2021 годы», мероприятие проводилось совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Кировской области.

Итоги экспертно-аналитического мероприятия свидетельствуют о ненадлежащем исполнении министерством имущественных отношений Кировской области и органами местного самоуправления полномочий по содержанию и использованию имущества казны, в том числе в части:

отсутствия актуальных нормативных правовых актов и методических документов, определяющих порядок управления имуществом казны;

ведения реестра имущества казны;

сохранения и восстановления объектов;

использования имущества казны, в том числе предоставления его в аренду;

обеспечения сохранности неиспользуемого имущества и т.д.

Инвентаризационные меро­приятия в отношении объектов имущества казны на системной и постоянной основе не осуществлялись. Инвентаризация путем выявления фактического наличия имущества и определения его фактического состояния практически не проводилась. Например, министерством имущественных отношений Кировской области такая инвентаризация имущества казны была проведена в 2022 году, которая до этого не проводилась более 10 лет.

На муниципальном уровне инвентаризация не проводилась либо проводилась с нарушениями и недостатками в 22 муниципальных районах области.

Например, в Лебяжском районе ежегодно при проведении инвентаризации всеми членами комиссии подтверждалось фактическое наличие жилых помещений. Однако указанные помещения были полностью уничтожены в результате пожара здания, в котором они находились, а в 2014 году остатки здания были снесены. В Малмыжском районе отсутствие инвентаризации казны привело к недостоверному учету казны на сумму 93 млн. рублей.

В течение 2019-2021 годов обеспечено поступление в областной бюджет доходов от использования и продажи имущества казны в общей сумме 67,2 млн. рублей, в том числе 16,9 млн. рублей – доходы от аренды имущества и 50,3 млн. рублей – от продажи имущества.

В местные бюджеты в 2019-2021 годах обеспечено поступление доходов в общей сумме 608,1 млн. рублей, из них доходы от аренды имущества составили  475,6 млн. рублей; доходы от приватизации имущества – 132,5 млн. рублей, их доля в общем объеме неналоговых доходов местных бюджетов составляла в среднем 17%.

Вместе с тем, доля объектов казны, не вовлеченных в хозяйственный оборот, по состоянию на 01.01.2022 оставалась значительной.

На областном уровне из 132 объектов недвижимого имущества казны 77 объектов, или 58%, не вовлечены в хозяйственный оборот. В муниципальных образованиях области в целом по состоянию на 01.01.2022 не используется 1058 объектов недвижимого имущества общей площадью 570 тыс. кв.м.

Основными причинами не вовлечения имущества казны в хозяйственный оборот являются:

устойчивое ежегодное сокращение количества инвестиционно-привлекательных объектов в результате их реализации, отсутствие капитального ремонта и реконструкции объектов;

низкая ликвидность большинства объектов с учетом их местоположения, технического состояния и назначения;

ухудшение технического состояния объектов и увеличения незадействованных в хозяйственном обороте объектов с низким потенциалом эксплуатационных характеристик.

Не вовлечение объектов недвижимого имущества в хозяйственный оборот в течение длительного времени приводит к дополнительной нагрузке на областной и местные бюджеты в виде неэффективных расходов на содержание неиспользуемых помещений, незаконному использованию помещений сторонними лицами, повреждению и нанесению ущерба объектам недвижимого имущества казны.

Необходимые мероприятия по возможному приведению неиспользуемых объектов казны в надлежащее состояние проводились не в полном объеме, в том числе по причине недостаточного финансирования.

Как показывают результаты проверки, сохраняется существенное количество нарушений при использовании объектов казны. Всего выявлено 2372 нарушений, из них 414 финансовых нарушений на сумму 284 млн. рублей.

При предоставлении объектов казны в аренду установлены нарушения антимонопольного законодательства, связанные с ограничением конкуренции и занижением размера арендной платы в нарушение закона об оценочной деятельности. Кроме того, отмечено низкое качество планирования доходов от аренды имущества и недостаточный уровень организации претензионной работы с должниками.

Например, в отдельных муниципальных образованиях установлены случаи заключения договоров аренды муниципального имущества без проведения торгов на право заключения договоров; определения суммы арендной платы без проведения независимой оценки стоимости аренды; заключения договоров, расчет арендной платы которых проводился на основании отчетов об оценке, достоверность которых истекла от 2-5 лет назад и иные нарушения.

Не всеми муниципальными образованиями области проводилась претензионная работа либо данная работа ограничивалась направлением должникам писем с требованием уплатить задолженность по арендным платежам. При этом систематическая работа по принудительному взысканию задолженности в судебном порядке не велась. В результате общая сумма неначисленных и недополученных в местные бюджеты штрафных санкций составила 32,5 млн. рублей.

По-прежнему сохраняется проблема незаконного использования коммерческими организациями муниципального имущества – газопроводов –без заключения соответствующих договоров аренды либо с нарушением действующего законодательства в части установления размера арендной платы.

По итогам экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетными органами направлено 43 представления для устранения выявленных нарушений.

Контрольно-счетной палатой Кировской области подготовлен ряд предложений Правительству Кировской области, министерству имущественных отношений Кировской области и органам местного самоуправления по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты Кировской области с участием представителей Правительства Кировской области, депутатов Законодательного Собрания Кировской области, министерства имущественных отношений и министерства финансов Кировской области, прокуратуры Кировской области, ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» и органов местного самоуправления.

Информация о результатах проверки направлена в Законодательное Собрание Кировской области и Губернатору Кировской области.