Результаты деятельности

Информация о результатах анализа реализации концессионных соглашений в отношении объектов ЖКХ

Контрольно-счетной палатой Кировской области завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ реализации концессионных соглашений в отношении объектов по производству, передаче и распределению электрической энергии, объектов энергоснабжения, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов благоустройства территорий, объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения за период с 2022 года по истекший период 2024 года». Экспертно-аналитическое мероприятие проводилось в целях реализации постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 27.02.2024 № 5785-8 ГД по поручению Счётной палаты Российской Федерации и Законодательного Собрания Кировской области.

По данным органов местного самоуправления, в Кировской области заключено 105 концессионных соглашений в рассматриваемой сфере деятельности (по объектам областной собственности концессионные соглашения не заключались), остаточная стоимость объектов концессии на 01.01.2024 составляет 2 998 млн. руб., в т. ч. комплексный объект теплоснабжения и горячего водоснабжения в г. Кирове – 1 988 млн. руб. (66 %).

Средний срок заключенных концессионных договоров составляет 11,1 года, а полезный срок использования объектов – 16,2 года. В качестве источника возврата расходов инвестора предполагается тарифная выручка.

Контрольно-счётной палатой обращено внимание на высокий (и растущий) средний уровень износа основных фондов, переданных в концессию, который на 01.01.2024 составил 62 %. В то же время отмечается незначительный положительный эффект реализации концессионных соглашений: на 01.01.2024 по сравнению с моментом заключения соглашений:

- по объектам теплоснабжения и горячего водоснабжения расход электроэнергии (кВт×ч/м³) снизился на 2 %;

- количество проб питьевой воды (сточных вод), не соответствующих установленным требованиям (нормативам допустимых сбросов), снизилось на 0,5 %.

Общий объем инвестиций, предусмотренный соглашениями о передаче объектов в концессию, составляет 42 703,5 млн. руб. (из них по комплексному объекту в г. Кирове – 41 709,2 млн. руб., или 97,7 %). Фактический объем инвестиций за время реализации соглашений составил 3 585,1 млн. руб. (из них в г. Кирове – 2 823,2 млн. руб., или 78,7 %). Как правило, концессионеры осуществляют инвестиции за счет собственных средств.

В ходе экспертно-аналитического мероприятия отмечена несоразмерность запланированного концессионными соглашениями объёма инвестиций стоимости передаваемого концессионеру имущества (плановые инвестиции в 37 % соглашений значительно превышают стоимость объектов концессии). При этом в 18 % соглашений срок осуществления инвестиций установлен значительно позднее заключения соглашений и передачи объектов концессионерам (более 7 лет).

Загрузка созданных в рамках концессионных соглашений объектов, как правило, составляет не менее 95 %, однако по 18 % объектов уровень загрузки мощностей не достигает указанного значения.

Систематический контроль за реализацией концессионных соглашений со стороны органов местного самоуправления отсутствует.

Одной из организаций, реализующих на территории области концессионные соглашения, является КОГУП «Облкоммунсервис». Из 64 обслуживаемых предприятием объектов теплоснабжения (котельных) только по 2 заключены концессионные соглашения, остальные объекты арендуются у муниципальных образований области. Практика заключения концессионных соглашений на объекты теплоснабжения используется предприятием с 2022 г. В настоящее время ведётся работа по расширению участия КОГУП «Облкоммунсервис» в концессионных соглашениях. Один из проблемных вопросов реализации действующих соглашений – неполное выполнение концессионером обязательств по реализации инвестиционных программ.

В целом механизмы концессии наиболее активно используются в крупных муниципалитетах: например, в г. Кирове, где фактический объём инвестиций в объекты концессии составляет 79 % от объёма в целом по области. По оценке КСП, у коммерческих организаций отсутствует интерес к осуществлению деятельности по теплоснабжению населения в «проблемных» с точки зрения надёжности теплоснабжения населённых пунктах. Критический уровень износа объектов требует значительных инвестиций и расходов на ремонт, которые сложно компенсировать за счёт эксплуатации объектов и тарифной выручки. У крупных теплоснабжающих компаний нет заинтересованности в эксплуатации малых объектов, а у малых предприятий, как правило, отсутствуют собственные возможности инвестирования без участия бюджета.

Таким образом, решение вопроса по теплоснабжению «проблемных» населённых пунктов с использованием законного механизма концессии, по мнению Контрольно-счётной палаты, возможно только при прямом (финансирование из областного бюджета) либо косвенном (например, привлечение государственного Предприятия) участии органов исполнительной власти области.

Материалы экспертно-аналитического мероприятия направлены в Счётную палату Российской Федерации и в Законодательное Собрание Кировской области. Также о результатах анализа проинформирован Губернатор области.