Результаты деятельности

Результаты мониторинга реализации региональных (национальных) проектов на территории Кировской области за 1 полугодие 2024 года

В 2024 году на территории Кировской области реализуется 35 региональных проектов Кировской области (далее – региональные проекты, проекты) по 12 направлениям национальных проектов.

Объем средств, предусмотренный на реализацию в 2024 году региональных проектов на территории Кировской области (за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а также средств Фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования), по состоянию на 01.07.2024 составляет 23632,3 млн. рублей. Кассовое исполнение расходов за 1 полугодие 2024 года составило 8089,5 млн. рублей, или 34,2% от годового плана.

Наибольший объем средств за 6 месяцев 2024 года направлен на реализацию проектов «Безопасные качественные дороги» (2060,6 млн. рублей), «Здравоохранение» (1817,3 млн. рублей), «Демография» (1426,2 млн. рублей) и «Образование» (1035,2 млн. рублей).

В ходе мониторинга реализации региональных проектов по состоянию на 01.07.2024 по отдельным проектам установлены отклонения и недостатки при реализации запланированных мероприятий, в первую очередь в части нарушения сроков их выполнения.

Например, в рамках регионального проекта «Комплексная система  обращения с твердыми коммунальными отходами» нарушены сроки (до 01.04.2024) разработки проектной документации по 4 объектам: два комплексных объекта по обращению с твердыми коммунальными отходами в Вятскополянском и Яранском районах; две мусоросортировочные станции в Лузском и Шабалинском районах.

По проекту «Региональная и местная дорожная сеть Кировской области» по состоянию на 01.07.2024 не заключены контракты на строительство мостового перехода через реку Чепца у г.Кирово-Чепецка (не состоялись торги из-за отсутствия заявок, в Федеральное дорожное агентство направлено письмо о переносе строительства на 2025 год) и на строительство тоннеля под железнодорожной инфраструктурой по ул.Советской Нововятского района г.Кирова (по причине отсутствия проектной документации, которая разрабатывается с марта 2023 года).

В ходе реализации регионального проекта «Чистая вода в Кировской области» сохраняется сложившаяся в предыдущие периоды тенденция систематического несоблюдения сроков реализации мероприятий по модернизации систем водоснабжения населенных пунктов. В результате имеются риски незавершения до конца 2024 года работ на 5 объектах, реализуемых в рамках проекта, в Омутнинском, Малмыжском, Советском районах, а также в г.Вятские Поляны и г.Кирове.

Кроме того, нарушение и перенос сроков отмечено по мероприятиям, направленным на: строительство школ, поликлиник, спортивных объектов, а также на формирование комфортной городской среды и сокращение непригодного для проживания жилищного фонда.

Необходимо отметить, что ответственными исполнителями (заказчиками) принимаются меры по предъявлению к подрядчикам штрафных санкций за ненадлежащее исполнение договорных обязательств. Например, за нарушение сроков проектирования и строительства школ по состоянию на 01.07.2024 подрядчикам предъявлены штрафные санкции на общую сумму 136,7 млн. рублей (уплачены штрафы в сумме 17,3 млн. рублей).

Наличие существенного количества отклонений по итогам 1 полугодия 2024 года создает предпосылки несвоевременного достижения (не достижения) запланированных контрольных точек и результатов региональных проектов по итогам текущего года.

Кроме того, несвоевременное выполнение мероприятий проектов зачастую приводит к удорожанию реализации мероприятий, а также создает риск потери финансирования реализации проектов из федерального бюджета или предъявления штрафных санкций, что соответственно влечет дополнительные расходы за счет средств областного и местных бюджетов.

В 2024 году сохраняются систематические причины ненадлежащей реализации региональных проектов, в том числе основные из них: несвоевременная и некачественная разработка и проведение экспертизы проектной документации; длительные сроки проведения экспертизы сметной стоимости объектов капитального строительства и необходимость увеличения стоимости реализации мероприятий; ненадлежащее исполнение подрядчиками условий контрактов.

Итоги мониторинга и предложения Контрольно-счетной палаты направлены Губернатору Кировской области и в Законодательное Собрание Кировской области.