О результатах аудита эффективности государственной поддержки учреждений образования Кировской области
Цель аудита
Проверка обеспеченности общеобразовательных учреждений необходимой нормативной правовой базой, решение задач государственной политики в сфере образования в соответствии с современными требованиями.
Итоги проверки
В ходе аудита проанализированы показатели, характеризующие все аспекты деятельности сферы образования Кировской области. Были проверены департамент образования области, 8 образовательных округов, 29 областных управлений образования, 71 общеобразовательное учреждение.
Проведенный в рамках аудита анализ показал, что в следствие негативных демографических процессов наметилась тенденция снижения численности учащихся. Среднегодовая численность учащихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях в 2010 году уменьшилась по сравнению с 2009 годом на 6,8 %, доля школьников, обучающихся в условиях, отвечающих современным требованиям к образовательному процессу, составила всего 15,89%, что ниже, чем в целом по России в 3 раза. Низкое значение показателя обусловлено невозможностью создания современных условий во всех "малочисленных" общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в условиях дефицита финансовых средств.
Сельские школы (включая филиалы) составляют 73% всех школ области. При этом в них обучается всего 23% школьников области. Поэтому показатель средней численности учащихся, приходящихся на одного учителя в сельских школах области составляет 6,3 человека и ниже, чем в среднем по России на 3,5 единиц. В 2010 году по сравнению с 2005 годом число учащихся сельских школ сократилось на 31,1%. В ближайшие годы произойдет дальнейшее уменьшение количества обучающихся. В большинстве сельских школ отсутствуют кадровые ресурсы для реализации программ углубленного и профильного изучения отдельных предметов. Можно констатировать, что сельские школьники поставлены в неравные условия по сравнению с учащимися городских школ по качеству предоставляемых образовательных услуг. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в целом закрытие малокомплектных школ проводилось обосновано и экономически выгодно. Вместе с тем, установлены факты, когда муниципальными образованиями области не делалась в полном объеме оценка последствий принятых решений.
Одним из путей решения этой проблемы является добровольное объединение образовательных учреждений в «школьный округ». Формируя «школьные округа» вокруг крупных базовых школ, представится возможность детям, обучающимся в малочисленных школах, пользоваться современными обучающими комплексами, учиться у квалифицированных учителей.
Финансирование
Финансовый аудит показал, что фактический объем финансирования общего образования из консолидированного бюджета в 2010 году составил 5951,6 млн.руб. Также установлено, что в большинстве школ Котельничского, Свечинского, Орловского районов средств на приобретение учебного оборудования учебников из бюджета явно недостаточно. Практически во всех школах области прописи, тетради, атласы, контурные карты приобретаются за счет родителей. Обеспеченность бесплатными учебникам , к примеру, 48-60% в Лебяжском районе, 23-60% Советском, 24% Верхошижемском, а в школе поселка Окунево Лебяжского района – 0-0,1%. Этим нарушается п.3ст.5 Закона РФ «Об образовании».
О школьном питании
Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является организация их питания. Охват школьников горячим питанием в 2010-2011 учебном году составил 84,2%. В рамках имеющихся полномочий в 11 муниципальных образованиях области учащимся предоставляют льготы на питание. В целом по области льготное питание получают 5,8% школьников из многодетных, неполных, малообеспеченных семей; из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Организация подвоза школьников
В связи с закрытием малокомплектных и сельских школ стал актуальным вопрос о доставке детей к месту обучения. В результате анализа фактического состояния подвоза детей на территории области выявлен ряд замечаний по организации подвоза и его безопасности. В общеобразовательных учреждениях 3 муниципальных образованиях (Кильмезский, Советский, Яранский районы) Управлением Роспотребнадзора по Кировской области в 2009 году установлены нарушения СанПиН 2.4.2.1178-02 при подвозе детей к общеобразовательным учреждениям. При выборочной проверке соответствия транспорта имеющимся требованиям в Советском и Подосиновском районах установлено несоответствие транспорта, используемого для подвоза детей, требованиям ГОСТ. В 2010 году 50 автобусов не соответствовали имеющимся требованиям, что составляет 23,8 % от общего количества. В виду неудовлетворительного состояния сельских дорог в некоторых муниципальных образованиях Кировской области целесообразно иметь технику для перевозки детей повышенной проходимости. Так, например, для подвоза детей в школу д. Ральники Малмыжского района необходимо иметь автобус повышенной проходимостью.
Таким образом, подвоз детей к общеобразовательным учреждениям области в связи с ликвидацией малокомплектных и сельских школ на территории Кировской области сопровождается нарушениями, в первую очередь связанными с технической непригодностью автобусов и недостаточностью денежных средств в бюджетах сельских территорий для их обслуживания.
По мнению Контрольно-счетной палаты Кировской области целесообразно передать деятельность по подвозу детей к общеобразовательным учреждениям специализированным автотранспортным предприятиям (содержание и обслуживание школьных автобусов, обеспечение безопасных условий перевозок, содержание и обеспечение уровня квалификации водительского состава и др.)
Компьютеризация учебных заведений
При проведении анализа оснащения образовательных учреждений современным компьютерным оборудованием установлено, что современным компьютерным оборудованием обеспечены не все общеобразовательные учреждения: 1044 компьютера используются в общеобразовательных учреждениях более 5 лет, 357 компьютеров используются более 9 лет. С учетом изложенного можно сделать вывод, что ситуация с обеспеченностью сетью Интернет и скоростью канала интернет общеобразовательных учреждений Кировской области не в полной мере соответствует имеющимся требованиям. В связи с чем, в 198 школах Кировской области в 4 квартале 2011 года департаментом образования Кировской области планируется увеличить скорость интернета.
Оплата труда работников образования
По данным Федеральной службы государственной статистики средняя заработная плата работников образования в Приволжском Федеральном округе в 2010 году составила 10556 рублей в месяц, в Кировской области 9180 рублей. По данному показателю Кировская область занимает 12 место из 14 и примерно на одном уровне с Оренбургской областью и Республикой Марий Эл.
В области уровень оплаты труда работников образования формируется с учетом значительной доли сельских учреждений, наличием образовательных учреждений, реализующих программы повышенного уровня, программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. А также наличием сиротских учреждений, наполняемостью классов и средним количеством обучающихся и воспитанников, приходящихся на педагога, наличием районного коэффициента, укомплектованностью учреждений образования педагогическими кадрами.
Обеспечение жильем
Право
педагогов на первоочередное предоставление жилой площади на территории города
Кирова и районах (городах) Кировской области не реализуется. Во всех
муниципальных образованиях отсутствуют нормативные правовые акты,
регламентирующие реализацию права педагогических работников на первоочередное
получение жилья, улучшение жилищных условий.
Если в сельских поселениях имеются муниципальные квартиры для
обеспечения молодых специалистов, то в районных центрах не имеется жилых
помещений, предоставляемых по договору социального найма. Строительство нового
жилья за счет бюджетных средств не ведется.
Следовательно, на территории Кировской области не
выполняется п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и
п.3ст. 20.1. Закона Кировской области от 11.02.2003 № 133-ЗО «Об образовании в Кировской области».
Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направлен в Счетную палату Российской Федерации, Правительство Кировской области, Законодательное собрание Кировской области.
Рекомендации Контрольно-счетной палаты по результатам аудита направлены в адрес департамента образования Кировской области.