КСП проверила расходование средств на капремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья.
Капитальный ремонт многоквартирных домов.
В 2010 году в Кировской области отремонтированы 1146 многоквартирных домов на сумму 1098 млн. руб. В 2011 году планируется отремонтировать 141домв на сумму 145 млн. руб. На 01.11.2011 полностью завершены работы в 51 доме. Освоение средств составило 27 %, в течение ноября – декабря подрядным организациям предстоит выполнить бóльшую часть работ.
Непосредственно специалистами Контрольно-счётной палаты области был проведен осмотр отремонтированных многоквартирных домов в Юрьянском, Верхошижемском, Оричевском, Мурашинском районах и г. Кирово-Чепецке. По 83 % осмотренных объектов выявлены факты оплаты невыполненных работ и необоснованных затрат. Неправомерная оплата складывалась из завышения объема работ, расходов на составление сметы и командировочные расходы, неправильного применения расценок.
В большинстве проверенных муниципальных образований выявлено невыполнение подрядчиками договорных обязательств по своевременному и качественному выполнению работ. При этом заказчиками в большинстве случаев не предъявлялась штрафные санкции к подрядчикам. Отмечены многочисленные нарушения при оформлении приемочной и отчетной документации.
Неудовлетворительно организован процесс приёмки выполненных работ: нет достаточного контроля со стороны органов местного самоуправления и собственников жилых помещений. По большинству объектов ремонта практически не выполняются исполнителями функции технического надзора. Так, в г. Кирово-Чепецке по всем проверенным домам договоры на осуществление технического надзора были заключены с ООО Строительная компания «Союз». Наличие многочисленных нарушений при приёмке работ по большинству проверенных объектов в г. Кирово-Чепецке свидетельствует о ненадлежащем осуществлении технадзора.
Наличие указанных нарушений и отсутствие надлежащего контроля в значительной мере снижают эффективность реализации мероприятий по капремонту жилья.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Всего в рамках областных программ в 2010 году переселено 1428 человек, расходы составили 385 млн. руб. В 2011 году при финансировании 399 млн. руб. переселены 163 человека, до конца года планируется переселение еще 1166 человек. За два месяца до окончания финансового года не освоено 327 млн. руб., или 83 % выделенных средств.
Сотрудниками КСП выявлены нарушения нормативных требований при заключении муниципальных контрактов на приобретение жилья, неоправданное завышение стоимости работ, некачественное и несвоевременное исполнение обязательств подрядчиками. В Кильмезском районе выбор неэффективного подрядчика привел к тому, что срок строительства новых домов для переселения граждан был сорван. В итоге люди не переселены из аварийного жилья почти год после планового срока.
В Нагорском районе подрядчиками были также сорваны сроки строительства жилья для переселения – более чем на полгода. При этом качество выполненных работ неудовлетворительное. В результате при наличии заключённых договоров социального найма, 4-квартирный дом не заселён, поскольку не пригоден для проживания, хотя старое аварийное жильё уже снесено.
В Нагорском, Кильмезском, Подосиновском районах имеются случаи оплаты невыполненных или выполненных не в полном объеме работ при строительстве жилья для переселения. Причём заказчиками и технадзором акты приемки работ подписывались без замечаний.
Учитывая значительные объёмы финансирования при строительстве жилья, такой уровень приёмки работ позволяет сделать вывод о наличии коррупционной составляющей при размещении и исполнении муниципальных заказов в данной сфере.
Выводы Контрольно-счетной палаты.
Существующая система контроля за расходованием средств, выделяемых на капремонт и переселение граждан из ветхого жилья, недостаточно эффективна.
Отмечен низкий уровень ответственности должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий Фонда содействия реформированию ЖКХ на всех уровнях: региональном и муниципальном.
Собственники жилых помещений практически изолированы от процесса приемки выполняемых для них работ. Их представители подписывают только акт ввода объекта в эксплуатацию, а соответствие работ фактическим объёмам, оплаченным по актам приёмки выполненных работ, не контролируется.
Функции технического надзора исполнителями фактически не выполнялись по большинству объектов капитального ремонта и по ряду объектов строительства, – средства, расходуемые на оплату услуг по технадзору, расходуются неэффективно.
Информация о результатах проверки направлена Губернатору области, депутатам Законодательного собрания.
Представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков направлены в департаменты строительства и ЖКХ, главам администраций г. Кирово-Чепецка, Оричевского и Мурашинского районов, Юрьянского, Верхошижемского, Нагорского, Мурашинского городских поселений
Материалы, проведенных в ходе контрольного мероприятия проверок, переданы в прокуратуру Кировской области.