Результаты деятельности

О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей Кировской области»

В IV квартале 2011 года Контрольно-счетной палатой Кировской области совместно с научными сотрудниками экономического факультета ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей Кировской области»..

По итогам проведенного анализа сделаны следующие выводы:
        1. Объем   выделяемых бюджетных средств и количество направлений государственной поддержки   сельского хозяйства Кировской области в течение анализируемого периода   возросли. В результате фактическое значение уровня государственной поддержки в расчете на 1 рубль валовой продукции и на 1 жителя области  в Кировской области  сформировалось выше аналогичных показателей Приволжского федерального округа в целом.  Оказываемая государственная поддержки отрасли «Сельское хозяйство» создавала определенные предпосылки для  сохранения и поддержки производственного и инфраструктурного потенциала села.   
        Необходимо констатировать, что  в Кировской области, как и в других субъектах Российской Федерации,  в анализируемом периоде произошло перераспределение нагрузки по государственной поддержке сельского хозяйства с  областного (регионального) бюджета на федеральный бюджет.
        Одним из наиболее используемых мер государственной поддержки в области и существующей кредитной политики на территории России является субсидирование процентных ставок по   краткосрочным и долгосрочным (инвестиционным) кредитам. Основную долю  занимает субсидирование долгосрочных (инвестиционных кредитов) - 74 %, что с точки зрения эффективности для сельхозпредприятия от привлечения заемных средств наиболее эффективно.

      2. Целевые программы по государственной поддержке как федеральная, так и областная реализуются на территории Кировской области недостаточно эффективно -  не выполняется  от 47 % до 67 %  основных показателей эффективности, характеризующих отрасль «Сельское хозяйство» (индекс физического объема продукции, индекс производства продукции, валовое производство продукции и другие).
         Государственная поддержка в части социального развития сельской местности оказывается в недостаточных объемах и не  по всем направлениям, предусмотренным  областной целевой программой «Социальное развитие села».
      
       3.Результаты  проверок контролирующих и надзорных органов, проведенных в анализируемом периоде свидетельствуют, что в нарушение ст. 158 Бюджетного кодекса РФ и  ст. 4  Закона Кировской области от 17.09.2005 № 361-ЗО   контроль за расходованием бюджетных средств  со стороны департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области и управлений сельского хозяйства области  осуществляется недостаточно качественно.

       4. Анализ размеров сельскохозяйственного производства Кировской области показал, что  за период  2000 - 2011 годы  по основным показателям (поголовье КРС, поголовье свиней, производство молока, мяса КРС, сборы картофеля) наблюдается снижение от 10,4 % до 72,9 %. Основной причиной явилось сокращение численности сельскохозяйственных предприятий в анализируемом периоде  на 44,5 %. Анализ заемного капитала сельскохозяйственных предприятий показал наличие отрицательной и прогрессирующей тенденции утраты  их финансовой независимости за последние годы. Следует отметить, что  сложившаяся ситуация в сельскохозяйственном производстве Кировской области характерна для сельского хозяйства Приволжского федерального округа и России в целом.

       5. Исследования  качества и уровня  жизни сельских граждан, проведенные в ходе  анализа за период с 2000 по 2011 год свидетельствуют о наличии отрицательных тенденций по показателям,  оценивающим  качество и уровень жизни сельских граждан.  Оплата труда работников сельского хозяйства Кировской области на протяжении всего периода складывалась ниже средней по экономики области. В сельской местности  за анализируемый период произошло  существенное сокращение учреждений социальной сферы:  по дошкольным образовательным учреждениям на 62 %, по общеобразовательным учреждениям на 40,7 %, по медицинским учреждениям (ФАПам) на 25,7 %, по домам культуры, клубам на 29,2 %, по библиотекам сельских территорий на 25,2 %.  Удельный вес  сельского ветхого жилищного фонда  в общем объеме жилищного фонда возрос с 3 % до 19,1 %.    В целом  численность сельского населения за 11 лет сократилась на 22,1 %   при одновременном росте   безработицы  на 39,5 %.
                                                 
       Результаты анализа свидетельствуют, что необходима активизация осуществления государственной аграрной политики и создания условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий.
           Одной из  ключевых мер, по мнению Контрольно-счетной палаты Кировской области, будет являться принятие новой  Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, где дополнительным направлением, наряду с основными базовыми ранее действующими направлениями  предусматривается целевая программа  «Устойчивое развитие сельских территорий», представляющая собой широкий спектр мероприятий, направленных на улучшение качества жизни селян путем развития сельской территории.
        Материалы анализа направлены для ознакомления депутатам Законодательного Собрания области, Губернатору Кировской области.  В адрес департамента сельского хозяйства и продовольствия Кировской области направлены рекомендации.