Результаты деятельности

О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств в 2011 году, направленных на модернизацию здравоохранения Кировской области»

Контрольно-счетной палатой Кировской области завершено подведение итогов проверки законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на модернизацию здравоохранения Кировской области, достижение целевых значений показателей за 2011 год. Этот вопрос для изучения был предложен Губернатором области. В проверке участвовали контрольно-счетные комиссии муниципальных образований области, Прокуратура области и управление экономической безопасности МВД Кировской области. В результате совместных действий проверено 84,2 % лечебных учреждений области, департамент здравоохранения Кировской области, Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые организации, участвующие в реализации Программы модернизации здравоохранения.

Общие положения

Плановый объем финансирования по Программе на 2011 год составил  3255,7 млн.рублей, фактически освоено 2398,4 млн.рублей или 73,7 %.

 В ходе контрольного мероприятия проверено целевое и эффективное расходование средств, выделенных на  выполнение следующих программных задач:

- укрепление материально-технической базы медицинских учреждений в сумме 1 433,5 млн. рублей, в том числе на проведение капитального ремонта 957,7 млн. руб. и оснащение медицинским оборудованием 475,8 млн. руб.;

-внедрение современных информационных систем в здравоохранении в сумме 136,2 млн. руб.;

- внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи в сумме 1 686 млн. руб.

В результате первого года реализации Программы модернизации здравоохранения достигнут определенный социальный эффект: осуществлен капитальный ремонт на 187 объектах  49 лечебных учреждений области; приобретена 271 единица медицинского оборудования для 53 лечебных учреждений области; приобретено 5447 единиц компьютерного оборудования; мероприятия по внедрении стандартов оказания медицинской помощи проводились в 63 медицинских учреждениях, в 52 учреждениях проведена диспансеризация 10237 четырнадцатилетних подростков.

Вместе с тем, из  28 показателей реализации Программы не выполнены 6, что составляет 21 %. Не выполнены показатели по снижению заболеваний со злокачественными новообразованиями. Не удалось сократить дефицит врачебных кадров.

Проверка показала, что фактическое расходование  денежных средств осуществлялось в 4 квартале, в декабре достигло максимального значения  и составило 61 % от выделенных средств, это относится к проведению капитальных ремонтов и закупке медицинского и компьютерного оборудования.   Существенно осложнил процесс освоения денежных средств перевод муниципальных лечебных учреждений в областную собственность  на основании  вступившего в действие  в конце года ФЗ № 323 от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». 

Освоение значительных объемов денежных средств в сжатые сроки в конце финансового года  в условиях смены собственника, повлекло многочисленные нарушения условий заключенных соглашений, договоров, некачественное составление документов, сопровождающих реализацию Программы, нарушения требований бюджетного и иного законодательства.

Основные результаты

Всего в ходе контрольного мероприятия установлено 325 финансовых нарушений на сумму 316,0 млн. рублей, в том числе:  в сфере размещения заказа на осуществление капитального ремонта и  приобретение медоборудования 10,9 млн. руб.; по оплате невыполненных (некачественно выполненных) работ по капитальному ремонту 9,4 млн. руб.; неэффективное расходование бюджетных средств 21,6 млн. руб.; неэффективное использование медицинского и компьютерного оборудования 40,5 млн. руб.;  прочие нарушения 233,6 млн. рублей (некачественная отчетность о реализации Программы, нарушения бухгалтерского учёта, не освоение денежных средств при наличии потребности и др.)

Кроме финансовых нарушений установлены  нарушения не финансового характера: невыполнение условий договоров, соглашений, несоблюдение порядка приемки к учету оборудования, отсутствие или некачественная подготовка НПА, сопровождающих Программу и др.

Ущерб областному бюджету в результате оплаты невыполненных работ, превышения установленного норматива стоимости капитального ремонта, завышения начальной цены на медицинское оборудование  составил 11,8 млн. рублей.  Нецелевого использования выделенных в рамках Программы модернизации здравоохранения денежных средств не  установлено.

Капитальный ремонт.

Всего было выделено 957,7 млн.рублей, освоено 682,2 млн.рублей. Освоение денежных средств по данному направлению составило 71,2%, остаток 275 млн.рублей.  Основные причины наличия остатков: несостоятельность обязательств отдельных подрядных организаций, удаленность и территориальная разрозненность объектов капремонта,  ряд объектов включен в перечень по дополнительному соглашению с Минздравсоцразвитием РФ в конце года, конкурсные процедуры по которым перешли на 2012 год.

Ниже среднего допущено освоение выделенных средств  по  лечебным учреждениям  город Кирова (60,6 %). На территории области не завершены работы ни на одном из объектов в Арбажской          ЦРБ, Лебяжской ЦРБ, Каринторрфской ГБ, Котельнической ГБ. Не заключены контракты на капремонт отдельных объектов в Верхнекамской ЦРБ, Котельнической ЦРБ, Мурашинской ЦРБ, Вахрушевской РБ, Кировской ГБ № 8, Кировской городской детской клинической поликлинике № 1.

В ходе проверки данного направления установлены следующие нарушения:

-капитальный ремонт выполнялся без проектной документации, или с проектной документацией ненадлежащего качества. Нарушение выявлено в 25 лечебных учреждениях области.

-работы по капитальному ремонту осуществлялись несвоевременно и некачественно. По окончанию проверки Контрольно-счетной палатой области сформирован перечень подрядчиков, которые выполнили работы несвоевременно  и (или) некачественно. Всего 45. Список можно посмотреть здесь.

-неправомерная оплата принятых, но фактически невыполненных работ Нарушение установлено в 13 лечебных учреждениях  области.

Приобретение медоборудования.

Всего было выделено 475,8 млн. рублей, освоено 309,6 млн. рублей. Процент освоение  составил 65,1 %.  Осталось не освоено 166,2 млн. рублей. Основные причины наличия остатков: ненадлежащее исполнение поставщиками своих обязательств  по поставке медицинского оборудования, приостановка заключения контрактов в связи с обжалованием процедур  проводимых торгов в Управлении федеральной антимонопольной службы по Кировской области и др.

При проверке  закупки медоборудования установлены нарушения статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ   в части изменения условий по 5 контрактам. Установлено, что поступившее медицинское оборудование не используется в 12 лечебных учреждениях области. Основными причинами не использования поступившего медицинского оборудования являются: проведение капитального ремонта лечебного учреждения, не соответствие имеющихся помещений требованиям СанПиН, отсутствие лицензий на осуществление новых видов деятельности и др. Кроме того,  установлено 3 факта предполагающие завышение стоимости формирования  начальной цены при  приобретении медоборудования. В настоящее время материалы оцениваются следственным управлением следственного комитета РФ по Кировской области.

Внедрение современных информационных систем

Всего на реализацию задачи предусмотрено Программой 136,2 млн. руб., освоено 111,7 млн. руб. или 82,0 %. Финансирование данного направления  в виду позднего поступления средств из федерального бюджета было открыто в ноябре 2011 года, освоение денежных средств осуществлено в декабре 2011 года. В результате, выполнение данного мероприятия перешло на 2012 год.  Нарушений по данному направлению не установлено, выявлены отдельные замечания по оформлению  бухгалтерских и иных документов.

 Внедрение стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной медицинской помощи.

 Всего было предусмотрено Программой 1 686 млн. руб. Фактически освоено 1345,7 млн.рублей, что составляет 79,7 %. остаток неосвоенных средств составил 340,3 млн. рублей. Основная причина наличия остатков – изменение условий порядка финансирования за оказанные услуги в системе обязательного медицинского страхования.

 Основные нарушения выявленные в ходе проверки данного направления:

-страховыми организациями допускались  неоднократные нарушения сроков при перечислении денежных средств в лечебные учреждения и некачественная приемка отчетов о реализации программных мероприятий.

- в лечебных учреждениях области допускались выплаты стимулирующего характера без оценки эффективности деятельности медицинских работников, стимулирующие выплаты производились не регулярно, нормативные акты, регламентирующие выплаты подготавливались не своевременно и некачественно, были допущены на конец года остатки не использованных средств.

- несмотря на реализацию данной задачи Программы в муниципальных образованиях 10 лечебных учреждений области не обеспечена укомплектованность медицинских учреждений врачами, сохраняется недостаток терапевтов, педиатров, фтизиатров, рентгенологов,  и других врачей.

Результаты контрольного мероприятия указывают на недостаточную организационно-методическую работу главного распорядителя бюджетных средств – департамента здравоохранения области и отсутствие эффективной системы контроля за расходованием значительных объемов бюджетных средств, выделяемых в рамках Программы: как на муниципальном уровне (Наблюдательные советы и органы местного самоуправления), так и на уровне департамента здравоохранения области.

Меры, принятые по результатам проведённых проверок

Принимая во внимание то, что Программа в текущем году заканчивает свое действие,   меры по устранению нарушений принимались  сразу в ходе проверок и осуществляются до настоящего времени. Департаментом здравоохранения области  проведены конкретные мероприятия по усилению контроля за освоением программных средств, рассматривается вопрос о наказании ответственных должностных лиц, допустивших нарушения.

По данным Председателей КСК области в лечебных учреждениях области устранено 69 % выявленных финансовых нарушений. Привлечены к дисциплинарной ответственности 12 должностных лиц.

Кроме того, в рамках совместного контрольного мероприятия органами прокуратуры Кировской области направлено 3 представления в адрес главы департамента здравоохранения области, 1 представление в адрес руководителя МУП «УКС» (ненадлежащий строительный контроль), 5 материалов направлено в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в отношении 11 должностных лиц, возбуждено 1 уголовное дело.

Процесс устранения нарушений продолжается,  в настоящее время Контрольно-счетной палатой области готовятся Представления городским лечебным учреждениям, страховым организациям, департаменту здравоохранения области.

Об итогах  и полноте устранения нарушений Контрольно-счетная палата области проинформирует дополнительно.

В целях более эффективного и оперативного устранения нарушений состоялся ряд межведомственных совещаний, на которых были приняты конкретные решения и даны поручения ответственным должностным лицам.  Проведено заседание рабочей группы по противодействию коррупции при Прокуратуре области,  состоялась рабочая встреча с Губернатором области при участии заместителя Председателя Правительства области Матвеева Д.А. и  Коллегия Контрольно-счетной палаты Кировской области. В конце мая результаты контрольного мероприятия будут обсуждены   на комитете по Социальным  вопросам Законодательного Собрания области.

Учитывая значительные объемы денежных средств, выделяемых на модернизацию здравоохранения области и особую социальную значимость Программы модернизации здравоохранения  реализация Программы находиться на особом контроле Контрольно-счетной палаты области. Итоги реализации Программы в целом, за 2 года будут проверены по окончанию ее действия.