Результаты деятельности

Результаты оценки эффективности действия льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, предоставляемых частным инвесторам и обладателям патронажного сертификата Губернатора Кировской области

Контрольно-счетной палатой в мае-июле 2012 года проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ эффективности действия льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу, предоставленных частным инвесторам и обладателям патронажного сертификата Губернатора области в 2010, 2011 годах».

Эффективность предоставленных региональных налоговых льгот рассмотрена в разрезе бюджетной, экономической и социальной эффективности.

В целях оценки экономического эффекта рассмотрены такие показатели, как: «Объем выпуска продукции за счет реализации инвестиционного проекта», «Прибыль от реализации инвестиционного проекта», «Уплачено налогов в областной бюджет».

В качестве социального эффекта рассмотрены такие показатели, как: «Среднесписочная численность работающих» и «Среднемесячная заработная плата».

 

В 2010-2011 годах частным инвесторам, реализующим инвестиционные проекты на территории Кировской области, были предоставлены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу в сумме 343,5 млн. рублей.

Сумма выпадающих доходов областного бюджета в результате предоставления льгот по транспортному налогу обладателям патронажного сертификата Губернатора Кировской области составила в 2010 году 0,14 млн. рублей, в 2011 году – 0,3 млн. рублей.

Сумма выпадающих доходов областного бюджета в результате предоставления частным инвесторам льгот по налогу на имущество в 2010 году составила 154,5 млн. рублей, в 2011 году – 188,6 млн. рублей.

 

В соответствии с расчетом Контрольно-счетной палаты, проведенным на основании Постановления Правительства Кировской области от 28.09.2007 № 107/407 «Об оценке эффективности региональных налоговых льгот», в 2010 году бюджетная эффективность для областного бюджета (прирост налоговых поступлений от реализации инвестиционного проекта) составила 78,7 млн. рублей. Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот в 2010 году равен 0,5 (78,7 млн. рублей / 154,5 млн. рублей), что в соответствии с действующим региональным законодательством свидетельствует о низкой бюджетной эффективности предоставления налоговых льгот.

В 2011 году бюджетная эффективность для областного бюджета составила 141,7 млн. рублей. Коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот в 2011 году равен  0,8 (141,7 млн. рублей / 188,6 млн. рублей), что в соответствии с действующим региональным законодательством свидетельствует о достаточной бюджетной эффективности действия налоговых льгот.

 

Показатели экономической и социальной эффективности выполнены частными инвесторами  не в полном объеме:

- показатель «Объем выпуска продукции за счет реализации инвестиционного проекта» выполнен в 2010 году на 69%, в 2011 году на 72%;

- показатель «Получено прибыли от реализации продукции (работ, услуг) за счет реализации инвестиционного проекта» выполнен в 2010 году на 45%, в 2011 году на 101,9%. При этом только по 47% инвестиционных проектов в 2010 году достигнуты плановые назначения по объемам прибыли, в 2011 году – по 62% проектов, по отдельным инвестиционным проектам частными инвесторами получены убытки;

- показатель «Уплачено налогов в областной бюджет» выполнен в 2010 году на 65%, в 2011 году на 81%;

- показатель  «Среднесписочная численность работающих» выполнен в 2010 году по 47% инвестиционных проектов; в 2011 году - по 60% инвестиционных проектов;

- показатель «Среднемесячная заработная плата» выполнен в 2010 году по 78% инвестиционных проектов, в 2011 году - по 95% инвестиционных проектов.

 

Льготы по налогу на имущество частным инвесторам, стимулирующие инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, занимают в общем объеме предоставляемых льгот по налогу на имущество не более 10%.  В Кировской области практически для всех отраслей промышленности характерно наличие морально и физически устаревшего оборудования. Средний износ основных фондов в обрабатывающих производствах составил в 2010 году 48%.

В целях обеспечения экономического роста необходимо создание условий для выгодного вложения инвестиций и стимулирование инвестиционных проектов, обеспечивающих положительную отдачу.

Учитывая результаты проведенного экспертно-аналитического мероприятия,  Контрольно-счетной палатой сформулирован ряд предложений Правительству Кировской области, касающихся вопросов корректировки регионального законодательства, регламентирующего предоставление и оценку эффективности  действия льгот по налогу на имущество организаций в части:

- установления дополнительных требований предоставления налоговых льгот, в том числе: наличие положительного финансового результата деятельности в предшествующие периоды,  отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие просроченной задолженности по заработной плате и иные требования;

- установления оснований для отказа и прекращения предоставления налоговых льгот, в случае несоответствия частных инвесторов установленным требованиям, а также в случае передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам имущества, приобретение которого частным инвестором явилось основанием для получения льготы.

Кроме того, Правительству области рекомендовано наладить эффективную систему контроля за процессами предоставления, анализа и оценки эффективности действия налоговых льгот.

Итоги экспертно-аналитического мероприятия рассмотрены на заседании коллегии КСП 12 июля 2012 года, отчет о результатах анализа оценки эффективности действия налоговых льгот направлен в областное Законодательное Собрание, Губернатору Кировской области.