Контрольно-счетной палатой Кировской области проведено плановое мероприятие по проверке законности и результативности использования средств областного бюджета и государственного имущества ОАО «Аэропорт Победилово» за 2010-2011 годы и 6 месяцев 2012 года " /> Информация о результатах проверки использования средств областного бюджета и госимущества ОАО «Аэропорт Победилово» за 2010-2011 годы и 6 месяцев 2012 года. | Контрольно-счетная палата Кировской области
Результаты деятельности

Информация о результатах проверки использования средств областного бюджета и госимущества ОАО «Аэропорт Победилово» за 2010-2011 годы и 6 месяцев 2012 года.

Контрольно-счетной палатой Кировской области проведено плановое мероприятие по проверке законности и результативности использования средств областного бюджета и государственного имущества ОАО «Аэропорт Победилово» за 2010-2011 годы и 6 месяцев 2012 года

Проверка проводилась по поручению депутатов Законодательного Собрания области. Результаты проверки свидетельствуют о сложном финансово-экономическом положении Аэропорта: если в 2010 году чистая прибыль по авиапредприятию  составила 77,8 млн. рублей за счет полученной субсидии из областного бюджета в сумме 159,0 млн. рублей, то в 2011 году убыток составил 161,4 млн. рублей, в 1 полугодии 2012 года – 78,5 млн. рублей.

Наблюдается значительное опережение роста расходов над ростом доходов. Так, в 2010 году, затраты превышали доходы от основных видов деятельности в 1,6 раза, в 2011 году в 2 раза, за 6 месяцев 2012 года –  в 3,5 раза.

Параметры бизнес плана, утвержденного генеральным директором ОАО «Кировское авиапредприятие» Андрейчуком А.С. и согласованного решением Совета директоров 26.01.2011,  по итогам  2011 года  выполнены не в полном объеме, в частности по основным финансово-экономическим показателям:

численности персонала (бизнес план – 258 человек, факт – 316 человек);

выручке от продаж (бизнес-план – 131,0 млн. рублей, факт 137,6 млн. рублей);

себестоимости продаж  (бизнес-план – 163,9 млн. рублей, факт – 268,7 млн. рублей);

чистой прибыли (бизнес-план – убыток 60,8 млн. рублей, факт – убыток  161,4 млн. рублей).

При этом количество перевезенных пассажиров в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилось  на 48,3 %. В январе-июне 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года количество перевезенных пассажиров увеличилось 25,3 %.

В соответствии с  решениями общего собрания акционеров созданы два дочерних предприятия: ООО «Кировавиа» (с целью выделения летного отряда малой авиации специального назначения) и ООО «Победилово Техникс» (с передачей функций авиационно-технической базы).

Выделение из единого имущественного комплекса дочерних предприятий не оказало положительного влияния на результаты финансово-хозяйственной деятельности Аэропорта. Деятельность ООО «Кировавиа» убыточна: по итогам 6 месяцев 2012 года убыток составил 2,6 млн. рублей. ООО «Победилово Техникс» поставлено на учет 24.07.2012 и в настоящее время деятельности не осуществляет.

Среднемесячная заработная плата персонала   в 1 полугодии 2012 года составила 19,6 тыс. рублей,  административно-управленческого аппарата  –   40,6 тыс. рублей.

При сохранении большой численности персонала и существенном снижении доходов,  в составе затрат  значительно возросла доля расходов на оплату труда ( фонд оплаты по итогам 1 полугодия 2012 года превысил объем выручки на 33%).

Существенное влияние на снижение результатов финансово-хозяйственной деятельности оказывает  несоответствие  фактических затрат на аэропортовое обслуживание  действующим тарифам, согласованным в Министерстве транспорта РФ в 2010 году.  При низких тарифах выручка Аэропорта в среднем за проверяемый период сложилась меньше фактических расходов в 4 раза. 

Из пояснений руководства Аэропорта  - повышение тарифов приведет к  удорожанию стоимости авиабилетов и закрытию существующих авиалиний, кроме того, размер тарифов на аэропортовое и наземное обслуживание влияет на обеспечение конкурентоспособности Аэропорта для авиаперевозчиков.

За период с 2010 года по настоящее время Аэропортом приобретено основных средств на сумму 73,1 млн. рублей, в том числе по договору лизинга на сумму 54,8 млн. рублей.

Выполнены ремонтные работы на сумму 20,4 млн. рублей: начаты, но не завершены до настоящего времени – реконструкция здания аэровокзала и здания службы специального транспорта.

Контрольно-счетная палата отмечает недостатки в управлении акционерным обществом:

при дефиците финансовых ресурсов, в условиях сохранения большой численности персонала, значительные денежные средства расходовались на содержание персонала и другие общехозяйственные расходы;

часть проверенных КСП сделок, согласованных с Советом директоров и общим собранием акционеров, заключены на экономически невыгодных для предприятия условиях: повышение контрагентом в одностороннем порядке цены сделки по договорам лизинга, занижение размера арендной платы за аэропортовое имущество;

Советом директоров утверждено Положение о закупках, установившее   сумму ограничений при осуществлении закупок без проведения конкурсных  процедур 5 млн. рублей за сделку, что позволило Аэропорту в 2012 году приобретать товары, работы, услуги без проведения торгов. Таким образом,  принцип экономного расходования денежных средств в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не может соблюдаться Аэропортом в полной мере;

формально осуществлялся ведомственный контроль: ревизионная комиссия из состава сотрудников департамента дорожного хозяйства и транспорта Кировской области и департамента финансов Кировской области осуществляла лишь анализ достоверности бухгалтерской отчетности,  без проведения анализа финансового положения и платежеспособности организации, выявления резервов улучшения экономического состояния Аэропорта.

По состоянию на 01.08.2012 общий объем кредиторской задолженности, с учетом кредитов банков составил 163,3 млн. рублей.  Сроки возврата непогашенных банковских кредитов установлены до конца текущего года. Отсутствие возможности расчетов с кредиторами за счет собственных доходных источников, а также необходимость осуществления дальнейшей реконструкции аэропортового комплекса свидетельствуют о невозможности осуществления финансово-хозяйственной деятельности Аэропорта без государственной поддержки.

Контрольно-счетная палата внесла предложения Правительству области по оздоровлению финансового состояния Аэропорта, в частности:

произвести оптимизацию текущих расходов Аэропорта, в том числе на содержание персонала и другие «общехозяйственные расходы»;

обеспечить соблюдение принципа экономного расходования средств при осуществлении закупок;

органам управления акционерного общества принять меры по повышению эффективности принимаемых управленческих решений.