О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ пассажирских перевозок на социальных маршрутах Кировской области»
Контрольно-счетной палатой Кировской области подведены итоги экспертно-аналитического мероприятия «Анализ эффективности и результативности использования средств областного бюджета предоставленных в виде субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим регулярные пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования на социальных маршрутах Кировской области» проведенного за 2010-2012 годы.
Социальные маршруты в соответствии с законом Кировской области – это маршруты не имеющие устойчивого пассажиропотока и необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения.
Органом исполнительной власти, отвечающим за автомобильное сообщение и осуществляющим финансирование по социальным маршрутам является департамент дорожного хозяйства и транспорта Кировской области.
В результате проведенного анализа установлено следующее:
1.Значительная доля маршрутов областной маршрутной сети, которые признаны социальными (до 73%). При этом 90% от общего количества маршрутов составляют маршруты, следующие из города Кирова и маршруты пригорода г. Кирова и только 10 % маршруты, связывающие другие населенные пункты области. Практически не задействованы населенные пункты муниципальных образований области.
Кроме того, проверки, проведенные в ходе анализа показали, что признаны социальными маршруты дублирующие друг друга и расстояние от границы города Кирова по которым минимально, что противоречит имеющимся требованиям законодательства в части отсутствия альтернативного сообщения и отделенности. В результате, сумма которая признана как неэффективные траты областного бюджета по дублирующим маршрутам только за 9 месяцев 2012 года составила 11788,8 тыс.рублей.
2. Общий объем предусмотренных средств областного бюджета на предоставление услуг по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по социальным маршрутам в проверяемом периоде составил 461,5 млн.рублей. Из них до 91 процента в год получает одно предприятие ОАО «КировПассажирАвтотранс» и только 9 процентов получают другие автотранспортные предприятия, включая унитарные автотранспортные предприятия. Анализ причин сложившейся структуры распределения бюджетных средств показал, что, как правило, конкурс по выбору пассажироперевозчика на обслуживание социальных маршрутов выигрывает одно предприятие «ОАО КировПассажирАвтотранс», конкуренция среди пассажироперевозчиков отсутствует. При выявлении причин отсутствия конкуренции установлено, что отдельные лоты включают до 4-х различных направлений (Казанский тракт, Советсткий тракт и др). Существенным ограничением для участия в конкурсе является требование об отсутствии задолженности во все уровни бюджетов. В результате, круг возможных участников и победителей сужен.
3.Отдельные пассажироперевозчики, выигравшие конкурс на обслуживание социальных маршрутов сдают услуги по перевозке граждан в субаренду другим автотранспортным предприятиям области, с последующим возмещением части убытков, что противоречит требованиями Постановления Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/769, которое предусматривает получение субсидии только перевозчиками и несет определенные коррупционные риски. В результате сумма неправомерных расходов по маршрутам, сданным в субаренду только по 1 пассажироперевозчику составила 3 671,9 тыс. рублей.
4. Проверки муниципальных унитарных предприятий, являющихся получателями субсидии, показали наличие нарушений в учете и отчетности, завышение себестоимости пассажирских перевозок, не выполнение условий заключенных договоров по оборотным рейсам, необоснованную выплату заработной платы руководителям и др. Одним из грубейших нарушений при осуществлении пассажирских перевозок по социальным маршрутам является не выполнения указанных в договорах объемов оборотных рейсов. Несмотря на это департаментом дорожного хозяйства и транспорта области в полном объеме исполнялись обязательства по перечислению бюджетных средств, штрафные санкции за неисполнение требование договоров не применялись. В результате штрафные санкции в отношении Исполнителей, нарушающих условия заключенных контрактов (договоров) только по фактам, установленным Контрольно-счетной палатой области составляют 860 тыс. рублей.
В целом итоги экспертно-аналитического мероприятия свидетельствуют о том, что сложившаяся система формирования сети социальных маршрутов и Перечня получателей субсидии не обеспечивает в полной мере эффективность и результативность данного вида государственной поддержки.
На коллегии Контрольно-счетной палаты Кировской области, которая рассмотрела итоги мероприятия 25.12.2012 г., было рекомендовано провести инвентаризацию социальных маршрутов и внести изменения в имеющуюся сеть социальных маршрутов. Кроме того, конкурсные процедуры по выбору пассажироперевозчика осуществлять с учетом требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Также в ходе проверочных мероприятий были отмечены факты работы на социальных маршрутах «нелегальных перевозчиков», деятельность которых, увеличивает убытки транспортных предприятий. При этом «Нелегальными перевозчиками» допускается перевозка пассажиров при отсутствии лицензии, сверх установленных норм, нарушения правил дорожного движения, что небезопасно для пассажиров.
Выявленные факты будут переданы в УМВД РФ по Кировской области для принятия мер реагирования.
Выполнение подготовленных по результатам Коллегии рекомендаций и решений будет находиться на контроле Контрольно-счетной палаты области.