Результаты проверки законности и результативности использования средств областного бюджета и государственного имущества КОГУП «Облкоммунсервис» за 2011 – 2012 гг.
Для достижения поставленных задач был сформирован уставный капитал в объёме 202,8 млн. руб., Предприятие наделено областным имуществом стоимостью 40,2 млн. руб.
В ходе проверки выявлены факты неэффективного управления Предприятием, его денежными средствами и имуществом.
В проверяемом периоде уставный капитал Предприятия был увеличен за счёт средств областного бюджета на 192,5 млн. руб. Увеличение уставного капитала в декабре 2011 года явилось одной из причин формирования у КОГУП дебиторской задолженности перед ОАО «Эликон» на сумму более 126 млн. руб.
Значительная часть невостребованного в деятельности Предприятия недвижимого имущества сдаётся в аренду. Причём сдача государственного имущества в аренду осуществляется с нарушением интересов КОГУП «Облкоммунсервис»: по заниженной арендной плате, без своевременного взимания арендной платы, без возмещения расходов на коммунальные и иные эксплуатационные услуги.
Выявлены нарушения требований законодательства, регулирующего установление тарифов на тепловую энергию и установку приборов учёта энергетических ресурсов.
Использование транспорта КОГУП осуществлялось с грубыми нарушениями в ведении документации, которые не позволяют оценить, использовалась ли техника эффективно и в интересах Предприятия.
Отсутствовал надлежащий контроль за расчётами с подотчётными лицами и контрагентами, принимались к оплате поддельные проездные документы. Допускались необоснованное отвлечение средств Предприятия на длительный срок при наличии потребности в оборотных средствах; излишнее начисление заработной платы за неотработанное время; неэффективные расходы на разработку бизнес-планов, в дальнейшем не востребованных, на оплату штрафов за несвоевременное выполнение предписаний контролирующих органов и др.
Применяемое Положение о закупках товаров, работ, услуг противоречит законодательно установленному принципу экономически эффективного расходования денежных средств при осуществлении закупок – за счёт ухода от конкурентных процедур путём установления высокого порога (5 млн. руб.) закупок, проводимых без конкурса. Это снижает эффективность и экономность расходования денежных средств государственного предприятия, что, в свою очередь, влечёт снижение доходов областного бюджета. Учитывая, что аналогичная ситуация выявлялась проверками и в других областных государственных организациях (акционерных обществах, автономных учреждениях, государственных предприятиях и др.), Контрольно-счётной палатой предложено Правительству области, действуя через советы директоров или отраслевые департаменты, снижать предельный размер закупок, проводимых областными организациями без конкурсных процедур (с учётом специфики финансово-хозяйственной деятельности организаций).
КОГУП, являясь учредителем трёх обществ с ограниченной ответственностью («Коммунсервис», «Кировские диодные лампы», «УК «Промышленный парк»), не имеет положительно экономического результата от участия в их деятельности:
- результаты проверки свидетельствуют о нецелесообразности создания обществ, работающих с убытком; при этом ООО «Коммунсервис» фактически дублирует деятельность КОГУП;
- в нарушение нормативных требований обществам предоставлены помещения в аренду без конкурса, без оплаты коммунальных услуг либо вообще без договора аренды;
- доля Предприятия в уставном капитале ООО «Кировские диодные лампы», составляющая 34,04 % оплачена полностью. При этом прочими учредителями доля уставного капитала фактически не оплачена – внесены векселя, которые в нарушение нормативных требований к оплате не предъявляются более года. Деятельность общества практически полностью обеспечивается за счёт государственного предприятия.
КОГУП «Облкоммунсервис» использует в своей деятельности 5 котельных (областное имущество), находящихся в поселениях области и используемых для теплоснабжения населения, что относится к вопросам местного значения поселений (статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В соответствии с Законом области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области» такое имущество не может находиться в областной собственности. Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что не все поселения области в состоянии самостоятельно обеспечивать качественное бесперебойное теплоснабжение населения. С целью исключения нарушений законодательства Правительству области предложено провести дополнительное изучение данного вопроса.
Выявленные проверкой нарушения стали возможны вследствие отсутствия надлежащего контроля за деятельностью Предприятия со стороны департаментов жилищно-коммунального хозяйства и государственной собственности Кировской области, низкой ответственности должностных лиц КОГУП.
По результатам проверки Контрольно-счётной палатой направлена информация Губернатору области. По итогам её рассмотрения принимаются меры, направленные на повышение эффективности использования средств областного бюджета и областной собственности. Рассматривается вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные проверкой нарушения.
Контрольно-счётной палатой в Региональную службу по тарифам Кировской области и Западно-Уральское управление Ростехнадзора направлены предложения о привлечении должностных лиц Предприятия к административной ответственности за нарушения законодательства, регулирующего установление тарифов на тепловую энергию и установку приборов учёта энергоресурсов.
В ходе проверки часть нарушений на общую сумму 3,3 млн. руб. Предприятием устранена: возмещены в кассу КОГУП средства, выплаченные по поддельным проездным документам, излишне начисленная заработная плата, суммы административных штрафов, оплаченных за работников и др.
Информация об итогах проверки направлена также в Законодательное Собрание Кировской области для рассмотрения вопросов о внесении изменений в Законом области «О порядке управления и распоряжения государственным имуществом Кировской области».