Аудит эффективности программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи за период 2010-2012 г.г.
Контрольно-счетной палатой Кировской области подведены итоги аудита эффективности использования государственных средств, направленных на реализацию Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории Кировской области за 2010-2012 г.г., который проводился по предложению Счетной палаты Российской Федерации. При формировании выводов использованы статистические данные, доклады Министерства здравоохранения РФ, информационные материалы департамента здравоохранения области и Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования, результаты контрольных и аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты области в анализируемом периоде.
Основная задача аудита состояла в оценке обеспечения конституционных прав граждан Кировской области на бесплатную медицинскую помощь и выполнения показателей Программы государственных гарантий.
В целом можно констатировать, что в анализируемом периоде имелась положительная динамика по основным параметрам, характеризующим реализацию Программы госгарантий. Ежегодно увеличивались объемы выделяемых государственных средств (рост за 3 года составил 26 %), сокращался разрыв между нормативами стоимости объемов медицинской помощи Кировской области и федеральными нормативами (если в 2010 году разрыв в нормативах по стационарной медицинской помощи составлял 465,24 рубля, то в 2012 году только 108,11 рубля), снижался объем дефицита финансового обеспечения программы и т.д.
Кировская область, начиная с 2011 года, в рамках пилотного проекта перешла на преимущественно одноканальное финансирование медицинских учреждений за счет средств обязательного медицинского страхования, что также дало положительный эффект. Финансирование учреждений за счет одного финансового источника позволяет постепенно повышать тариф обязательного медицинского страхования, упрощает систему учета и отчетности. Кроме того, имеются позитивные тенденции по росту объемов амбулаторной медицинской помощи, а также сокращению доли расходов на стационарную медицинскую помощь, которая является наиболее затратной.
Вместе с тем, реализовать все мероприятия Программы госгарантий, направленные на обеспечение бесплатной медицинской помощью населения в полном объеме не удалось. Основными причинами являлось наличие значительного дефицита финансового обеспечения Программы государственных гарантий, который составлял ежегодно от 14,5 % до 35 %, и хронического недофинансирования норматива финансовых затрат по всем видам оказываемой медицинской помощи.
Кировская область по итогам работы за 2010 год, в составе 15 регионов Российской Федерации была отнесена к территориям четвертой группы - с низким уровнем реализации программ. Одновременно с Кировской областью в данную группу вошли: Чукотский автономный округ, Ингушетия, Чеченская республика, Алтайский край и др. В 2011 году ситуация улучшилась незначительно, Кировская область наряду с Новгородской, Псковской, Астраханской и др. областями включена в третью группу, где уровень реализации территориальных программ ниже среднего. (Первая и вторая группа - с высоким и выше среднего уровнем реализации программ).
Анализ финансирования льготного лекарственного обеспечения, проведенный в рамках аудита, показал, что за 3 года число граждан области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, возросло на 29,5 % и к концу 2012 года составило 131 033 человек. Между тем, число граждан обратившихся за льготными лекарствами составило лишь 48,6 %, что свидетельствует о невостребованности данной льготы, предпочтение отдается денежной компенсации. В целом результаты анализа свидетельствуют о достаточности финансирования по обеспечению населения льготными лекарствами.
Одной из проблем, выявленных в ходе аудита, явилось наличие на территории области существенного дефицита медицинских кадров. Численность медицинских кадров системы здравоохранения Кировской области составляет 2,8 % от всех занятых в экономических сферах деятельности специалистов (для сравнения по РФ 4,5%). В целом потребность во врачебных кадрах области в 2012 году составляла 5 139 человек. При выборочной проверке обеспеченности кадрами непосредственно медицинских учреждений, установлено, что по амбулаторной помощи дефицит врачей составляет 25,0% - 31,0%, по стационарной помощи 31,0% - 53,0%. Как результат, в медицинских учреждениях области среди врачебного персонала практикуется совмещение и совместительство, что может отрицательно повлиять на качество оказываемых медицинских услуг.
В раках аудита эффективности проведена оценка экономической эффективности деятельности 4 медицинских учреждений, находящихся на территории города Кирова: КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница №3»; КОГБУЗ «Кировский областной клинический онкологический диспансер»; КОГБУЗ «Кировский областной госпиталь для ветеранов войн»; КОГБУЗ «Областной гериатрический центр». Оценка достижения экономического эффекта проведена в разрезе поликлиник и стационаров.
Следует отметить, что только КОГБУЗ «Кировская областная клиническая больница № 3» в анализируемом периоде работала с положительным экономическим эффектом и по поликлинике и по стационару. В остальных медицинских учреждения установлены факты работы с отрицательным экономическим эффектом. Так, например, по КОГБУЗ «Кировский областной клинический онкологический диспансер» в 2011 году был получен отрицательный экономический эффект в сумме 40 021,1 тыс. рублей, по КОГБУЗ «Областной гериатрический центр» в 2010-2011 г.г. отрицательный экономический эффект составил 12 450,4 тыс. рублей и т.д. Основные причины - не выполнение медицинскими учреждениями доведенных плановых заданий по койко-дням и по пролеченным больным.
В целях исключения данных фактов в последующем периоде в адрес медицинских учреждений направлены рекомендации по устранению причин повлекших отрицательный экономический эффект от деятельности подразделений учреждения.
Основным показателем, характеризующим эффективность от вложенных в рамках Программы госгарантий государственных средств, а также доступность и качество оказываемой медицинской помощи является показатель «Удовлетворенность населения медицинской помощью». На территории Кировской области на протяжении последних лет значение этого показателя остается низким. По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по Российской Федерации в 2011 году этот показатель составил 35,7 % от числа опрошенных и вырос в сравнении с 2010 годом на 5,0%, по Приволжскому федеральному округу составил 37,0 % и вырос на 6,0%. В Кировской области аналогичный показатель составил 29,6 % (11 место из 14 субъектов Приволжского федерального округа).
Анализ причин неудовлетворенности граждан области оказываемой медицинской помощью показал, что на неудовлетворенность населения области медицинской помощью оказали влияние проводимые реорганизационные и оптимизационные мероприятия, а также неудобства, связанные с ремонтом медицинский учреждений, установкой оборудования, сменой маршрутизации пациентов и т.д.
Итоги аудита эффективности обсуждены с департаментом здравоохранения области и с Кировским областным территориальным фондом обязательного медицинского страхования. Для сведения направлены Губернатору области, депутатам Законодательного Собрания области. Для обобщения и включения в сводный материал по Российской Федерации направлены в Счетную палату РФ.