Результаты деятельности

Результаты аудита использования земли

Контрольно-счетной палатой совместно с контрольно-счетными органами муниципальных районов и городских округов завершен аудит законности и результативности использования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена за 2010 - 2012 годы.

Общая площадь земель, находящихся в областной, муниципальной собственности и  земель, государственная собственность на которые не разграничена,  по состоянию на 1 января 2013 года составила 4 636 тыс. га, или 40% от общего земельного фонда области.

В хозяйственную деятельность вовлечено в среднем 27% от общей площади государственных и муниципальных земель. Преобладающая часть земель (3 452,1 тыс. га) не используется.

Поступление неналоговых доходов в виде арендной платы и средств от продажи обеспечивают не более 7% от общей площади государственных и муниципальных земель. При этом основной доход (более 90%) поступает от земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

За три года в консолидированный бюджет области поступило доходов от использования земельных ресурсов на общую сумму 2 656 млн. рублей. При этом доходы от аренды земли имеют тенденцию к снижению: по сравнению с 2010 годом поступления снизились на 16%.  Доходы от продажи земельных участков  с 2010 года увеличились в 1,4 раза.

Снижается доля земельного налога в общем объеме налоговых доходов местных бюджетов, по итогам 2012 года она составила 6,2%. Одна из главных причин – увеличение числа земель, которые числятся за ликвидированными организациями и умершими физическими лицами.

По результатам проведенного аудита  выявлены проблемы, влияющие на снижение объема поступлений неналоговых доходов.

Основное нарушение - нецелевое использование земельных участков. Земли сельскохозяйственного назначения, по которым самая низкая арендная плата,  используются в  промышленных целях. Сельскохозяйственные объекты  на этих землях переоборудованы под  пилорамы, цеха деревообработки, пункты приема лома черных и цветных металлов. Перевод земельных участков в категорию земель промышленности позволит увеличить плату за аренду до 10 раз и, соответственно, объем поступлений в местные бюджеты.

Не соблюдается установленный Земельным кодексом Российской Федерации принцип платности использования земли.  Зачастую земельные участки предоставляются коммерческим организациям, в том числе и унитарным предприятиям, без юридического оформления правоотношений.

Выявлены нарушения при оформлении и исполнении договоров аренды:

- затягивание государственной регистрации договоров аренды;

- отсутствие индексации размера арендной платы;

- применение для расчета арендной платы заниженной величины базовой ставки, занижение кадастровой стоимости. Допускаются случаи применения к землям населенных пунктов значений базовых ставок для земель сельскохозяйственного назначения.

- необоснованное установление понижающих поправочных коэффициентов. Например, в городе Кирове для МУП «Центральный рынок» был установлен понижающий коэффициент 0,1, в результате недополученные доходы бюджета за 2 года составили свыше 20 млн. рублей.

В 30% муниципальных районов и городских округов не установлен порядок расчета размера арендной платы за земли, находящиеся в муниципальной собственности, либо имеющийся порядок не применяется. В результате занижается сумма начислений в местные бюджеты.

Нарушения при проведении торгов также не способствуют росту поступлений местных бюджетов. В Куменском районе под индивидуальное жилищное строительство были проданы земли санитарной курортной зоны. По представлению прокуратуры результаты торгов были отменены, из бюджета покупателям было возвращено 2,9 млн. рублей.

Проверкой установлено, что в результате нарушений порядка продажи земель и сдачи их в аренду сумма недополученных доходов консолидированного бюджета области от аренды и продажи земель за период 2010-2012 годов составила 28,8 млн. рублей.

На протяжении трех лет не снижается и сохраняет относительное постоянство задолженность по арендным платежам за землю, в 2011 году имело место ее незначительное  увеличение (на 10%). Общая сумма задолженности по состоянию на 01.01.2013 – 226,3 млн. рублей.

Рост недоимки отмечен в половине муниципальных районов, увеличилась задолженность и за аренду областных земель.

Претензионно-исковая работа, проводимая органами власти, недостаточна, малоактивной является практика судебного взыскания задолженности. В семи муниципальных районах при наличии недоимки работа по направлению исковых заявлений в суд не организована.

Итоги проверок свидетельствуют о плохой организации учета муниципального имущества. В 20% муниципальных районов и городских округов отсутствуют реестры земельных участков в том виде, в котором это требует федеральное законодательство. Формальное, неполное и неактуальное ведение реестров отмечено в 30% муниципалитетов.

Кроме того, в нарушение требований статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствует государственная регистрация права собственности на земельные участки в ряде муниципальных районов и городских округов.

Таким образом, результативность деятельности органов власти по активизации работы и повышению эффективности использования земельных ресурсов находится на низком уровне.

 

Итоги аудита показывают, что муниципальный земельный контроль является малоэффективным. Нарушения земельного законодательства  выявляются только в 16% случаев. Кроме того, всего по области устранено только 56% нарушений, выявленных в этом периоде. В отдельных районах показатель устранения нарушений еще ниже – от 9% до 40%.

Значительные площади неиспользуемых земельных ресурсов свидетельствуют о недостаточности принимаемых органами власти как на областном, так и на муниципальном уровне мер по вовлечению государственных и муниципальных земель в хозяйственную деятельность.

Как показывают итоги аудита, отсутствие единой стратегии при управлении земельными ресурсами и системы мероприятий, стимулирующих повышение спроса на землю, а также отсутствие эффективного межведомственного  взаимодействия не позволяют в полной мере реализовывать задачи по вовлечению земельных ресурсов в хозяйственный оборот.

Для повышения эффективности использования земель в хозяйственно-экономической деятельности, увеличения поступлений доходов от использования земельных ресурсов Правительству области и муниципальным образованиям рекомендовано:

разработать и принять в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации программы по использованию и охране земель, направленные на реализацию мероприятий, позволяющих повысить эффективность управления земельными ресурсами области;

обеспечить юридическое оформление правоотношений при пользовании земельными участками и надлежащее исполнение условий договоров аренды земли;

принять меры по активизации работы по взысканию задолженности по арендным платежам;

повысить эффективность мероприятий земельного контроля для своевременного выявления и устранения фактов нецелевого использования земельных участков.

Итоги аудита рассмотрены на заседании Коллегии Контрольно-счетной палаты. Отмечена необходимость мониторинга реализации мер, принимаемых органами власти для повышения эффективности использования земельных ресурсов.