Результаты деятельности

О результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств , направленных на модернизацию здравоохранения Кировской области»

Контрольно-счетной палатой Кировской области подведены итоги контрольного мероприятия «Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных на модернизацию здравоохранения Кировской области» (далее – Программа модернизации здравоохранения, Программа).

Общие положения:

Плановый объем финансирования по Программе на 2011-2012 годы составил     6 564,2 млн. рублей, фактически освоено 6171,5 млн.рублей или  94,0%. Остаток не использованных по Программе средств  по состоянию на  01.01.2013 г. составил 392,7 млн.рублей. Основным источником финансирования программных мероприятий являлся Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

В целом, за счет выделенных в рамках Программы модернизации здравоохранения  средств в Кировской области удалось существенно укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений,  создать современные условия оказания гражданам медицинской помощи, повысить информационно-компьютерную оснащенность медицинских работников, улучшить качество и доступность оказываемых населению области медицинских услуг. В 2011-2012 годах  было отремонтировано 308 объектов здравоохранения, приобретено 1035 единиц медицинского оборудования и  9297 единиц компьютерной техники. В результате перехода лечебных учреждений на оказание  медицинских услуг по  29 стандартам медицинской помощи был обеспечен запланированный  на 2 года  рост заработной  платы врачей и медицинского персонала.

Вместе с тем, проверка показала, что процесс освоения денежных средств, направляемых  на реализацию программных мероприятий, был   затянут. В связи с чем изначально запланированные количественные показатели  по отремонтированным объектам, приобретенному медицинскому и компьютерному оборудованию были не выполнены,  срок действия Программы  по указанным мероприятиям продлен на 2013 год.

В результате проверок  проведенных Контрольно-счетной палатой области совместно с  контрольно-счетными комиссиями  муниципальных образований установлено  802  нарушения финансового характера на сумму  339,7 млн. рублей. В том числе,  нарушение в сфере размещения заказов 73,1 млн.рублей; неэффективные расходы  57,2 млн.рублей; нецелевые расходы 1,3 млн.рублей; завышение стоимости и оплата невыполненных ремонтных работ 5,6 млн.рублей; непредьявленные своевременно пени (неустойки) 41,3 млн.рублей; незаконные (необоснованные) расходы 1,6 млн.рублей и прочие нарушения  бухгалтерской отчетности  и  гражданского законодательства на сумму 159,6 млн.рублей.  Кроме того, установлено 493 нарушения и замечания не финансового характера. Нефинансовые нарушения и замечания заключаются в  невыполнении условий соглашений и договоров, некачественном и недостоверном оформлении документов, несвоевременным прохождением  документов, служащих основанием для выплат и др.

Основные итоги контрольного мероприятия  следующие:

На проведение капитального ремонта учреждений здравоохранения в  2011-2012 г. было предусмотрено 1 406,9 млн. рублей, освоены средства в размере 1 287,6 млн. рублей или  91,5%.

Основные нарушения, установленные проверками в медицинских учреждений области, связаны с недобросовестной работой подрядчиков. Работы по капитальному ремонту   медицинских объектов осуществлялись несвоевременно и некачественно, строительный контроль проводился формально. В результате в 2012 году произошли массовые срывы договоров по капитальному ремонту, что существенно осложнило выполнение основной задачи Программы модернизации здравоохранения по укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. 

На приобретение медицинского оборудования в  2011-2012 годах  в соответствие с Программой было запланировано 773,3 млн. рублей, фактическое освоение составило  744,7 млн. рублей или  96,3%.         Наибольшее количество нарушений, выявленных в ходе проверки закупаемого медицинского оборудования связано с  несвоевременными поставками медицинского оборудования (в 2012 году не выполнены по срокам поставки  42 %  заключенных договоров).  Несвоевременные поставки медицинского  оборудования отрицательно сказались на эффективности Программы модернизации в целом. Так, например, в связи со  срывом поставки автоматизированного рабочего места диспетчера  скорой медицинской помощи для управления санитарным транспортом по системе ГЛОНАСС ( поставщик ООО «Айти-1» г.Санкт-Петербург) не выполнен утвержденный Программой показатель эффективности «Доля станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных навигационно-информационным оборудованием для мониторинга управления санитарным транспортом в системе ГЛОНАСС». 

Проверки, проведенные в  медицинских учреждениях области  показали, что   в нарушение ст. 296 Гражданского кодекса РФ из поступившего медицинского оборудования не используется оборудование в 15 учреждениях области. Основными причинами неиспользования явились неоконченный капитальный ремонт помещений, где должно устанавливаться оборудование, отсутствие специалистов требующейся квалификации и др.

На реализацию мероприятий, связанных с внедрением современных информационных систем в здравоохранении на 2 года было предусмотрено 232,7 млн. рублей, фактически  освоено 221,8 млн. рублей или 95,3% от запланированного объема.

Нарушения, вскрытые проверками закупки компьютерного оборудования идентичны нарушениям, установленным при закупке медицинского оборудования. Это  не выполнение  сроков поставок и неиспользование компьютерного оборудования лечебными учреждениями. Причины неиспользования: отсутствие программного обеспечения, отсутствие локальной сети,  проведение капитального ремонта лечебного учреждения, необученность медперсонала работе с компьютером и др.      

Всего на реализацию  задачи Программы по внедрению стандартов медицинской помощи, повышению доступности амбулаторной медицинской помощи в 2011- 2012 году предусмотрено 4151316,4 тыс. рублей. Фактически израсходовано получателями средств 3917361,5 тыс.рублей или 94,4%.   Реализация  программных мероприятий связанных с внедрением стандартов медицинской помощи, повышением доступности амбулаторной медицинской помощи в 2012 году осуществлялась с незначительными нарушениями и замечаниями. Выполнение указанной задачи обеспечено в установленные сроки.

К моменту подведения итогов приняты следующие  меры по устранению  выявленных нарушений:

-   Медицинскими учреждениями устранены нарушения и замечания на сумму 98 млн.рублей, что составляет 93,3 %. Процесс устранения продолжается и ориентировочно будет закончен к 01.09.2013 года.

-  Контрольно-счетной палатой области совместно с департаментом здравоохранения и  медицинскими учреждениями внесено 119 претензий на сумму 73758,3 тыс.рублей. Список подрядчиков (поставщиков) не выполнивших отдельные пункты договоров можно посмотреть здесь.

-  Материалы проверок направлены в департамент финансов Кировской области и правоохранительные органы  для возбуждения административных производств по 6 правонарушениям. К дисциплинарной ответственности привлечено 19 должностных лиц медицинских учреждений области.

Результаты контрольного мероприятия обсуждены  на коллегии Контрольно-счетной палаты области   с участием Первого заместителя Председателя Правительства области Д.А. Матвеева, Главы департамента здравоохранения Е.Д. Утемовой,  Директора КОТФОМС Н.В. Куликовой, Заместителя Председателя Законодательного Собрания области  Н.Г. Бусыгина, Председателя комитета по социальным вопросам Законодательного Собрания области С.С. Гущина.

Отчет о результатах контрольного мероприятия для принятия мер направлен Губернатору Кировской области, в Законодательное Собрание Кировской области и  в Прокуратуру Кировской области.

В связи с продлением сроков исполнения Программы модернизации здравоохранения на 2013 год, окончательную оценку ее результатов Контрольно-счетная палата области проведет в марте 2014 года.

Контрольно-счетным комиссиям муниципальных образований рекомендовано обеспечить контроль за полнотой устранения нарушений, выявленных проверкой и привлечением к ответственности должностных лиц их допустивших.