Результаты деятельности

Информация о результатах проверки полноты формирования, законности и результативности использования средств Дорожного фонда Кировской области

Контрольно-счётной палатой Кировской области завершена проверка полноты формирования, законности и результативности использования средств Дорожного фонда Кировской области за 2012-2013 гг. Проверено расходование средств на ремонт, строительство и реконструкцию автодорог областного значения. Кроме того, при участии муниципальных контрольно-счётных органов был проверен практически весь объём средств Дорожного фонда, переданных в местные бюджеты в виде субсидий.

Расходы Дорожного фонда за 2012 год составили 3 819,7 млн. руб., ассигнования на 2013 год составляют 4 117 млн. руб. При этом субсидии на содержание и ремонт дорог местного значения практически не имеют динамики роста: в 2011 г. – 708 млн. руб., в 2012 г. – 731,8 млн. руб., а на 2013 г. объём субсидий снижен к 2012 г. на 64,1 млн. руб.

За счет средств Дорожного фонда организованы ремонт и содержание областных и муниципальных автомобильных дорог, ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, строительство автодороги Альмеж – Скрябино и 5,1 км муниципальных дорог.

Несмотря на увеличение объемов ремонта состояние автодорог в области характеризуется низким уровнем соответствия нормативным требованиям: на 01.01.2013 он составлял 20,8 % дорог. Это значение ниже уровня 2010 г., когда нормативным требованиям отвечало 21,7 % автомобильных дорог.

С 2013 года при размещении заказа на ремонт областных объектов дорожного хозяйства механизм государственно-частного партнёрства был заменён на государственные контракты с отсрочкой платежа, что позволило получить дополнительную экономию средств Дорожного фонда от проведения конкурсных процедур (5,5 млн. руб.) и исключения субсидий частному партнеру (в 2012 году – 30,3 млн. руб., план 2013 года – 24,6 млн. руб.), повысить уровень конкурентной активности в отрасли.

В ходе проверки отмечено, что до настоящего времени не сформирована в полном объёме муниципальная нормативно-правовая база, регламентирующая планирование и расходование бюджетных средств на дорожную деятельность. В большинстве муниципалитетов не утверждены необходимые нормативные акты, предусмотренные законодательством: порядки содержания и ремонта автодорог, нормативы финансовых затрат и др.

При наличии рекомендаций Минтранса России в Кировской области отсутствуют нормы об обязательном установлении гарантийных сроков по дорожным работам, которые снизили бы риски дополнительных бюджетных расходов на устранение дефектов, проявляющихся в ходе эксплуатации дорог.

Проверкой обращено внимание на недостатки планирования дорожной деятельности. Строительство дорог планируется таким образом, что разработанная проектная документация остаётся в дальнейшем не востребованной. Так, не запланировано строительство 7 объектов, стоимость проектной документации по которым составляет 9,6 млн. руб.

С некачественным планированием дорожной деятельности связаны и нарушения законодательства о размещении заказа: замена материалов, видов, объёмов, объектов работ, выполнение работ без необходимых конкурсных процедур и т. д.

Сохраняется высокий уровень нарушений при выполнении подрядчиками договорных обязательств: несвоевременное и некачественное выполнение работ. В значительной мере этому способствует отсутствие систематической претензионно-исковой работы со стороны заказчиков. Выявленный объём непредъявленных штрафных санкций составил 7 668,1 тыс. руб. Результаты проверки указывают на отсутствие должного контроля со стороны государственных и муниципальных заказчиков за качеством и полнотой проведения дорожных работ. На сайте можно ознакомиться с перечнем подрядных организаций, ненадлежащим образом выполнявшим договорные обязательства (по материалам проверки).

Проверкой установлен ряд фактов нецелевого использования бюджетных средств. Так, администрацией Свечинского района вместо дворовой территории многоквартирного дома на сумму 365,3 тыс. руб. отремонтированы пешеходные дорожки у здания администрации.

Неправомерные расходы бюджета выявлены в Оричевском и Унинском районах. Главой администрации Оричевского района в 2012 году единолично приняты и оплачены подрядчику ООО «Барс» за счёт средств областного и местного бюджетов невыполненные работы и работы из ненадлежащих материалов по капитальному ремонту автодороги Шалегово – Зелёный на общую сумму 14 813,2 тыс. руб. (56 % от цены контракта).

В Унинском районе оплачены невыполненные работы по ремонту дворовых территорий на сумму 175,4 тыс. руб.

Дорожным комитетом неэффективно израсходованы средства в сумме 38 301,8 тыс. руб. на ремонт дороги Даровской – Опарино в Даровском районе. Применение без учёта рекомендаций Росавтодора новой технологии холодной регенерации привело к тому, что менее чем через год на всём протяжении отремонтированной дороги имеются ямы и выбоины, местами аварийные (до 3 метров). Неэффективные расходы выявлены также проверками в Котельничском, Вятскополянском и ряде других районов.

В ходе контрольного мероприятия проверено ОАО «Даровское дорожно-эксплуатационное предприятие № 14» - предприятие дорожной отрасли, 100 % акций которого находится в собственности Кировской области и которое выполняет бóльшую часть работ по содержанию и ремонту дорог в отдалённых районах области (Даровской, Опаринский). Проверкой отмечен ряд факторов, ставящих под сомнение возможности предприятия в перспективе сохранить объёмы и удовлетворительное качество выполняемых дорожных работ: убыточность, ухудшение финансового состояния, снижение финансовой устойчивости, высокий уровень износа дорожной техники (81 % – 88 %).

По итогам проверки Контрольно-счётной палатой направлены информации в Законодательное Собрание и Губернатору области, в правоохранительные органы, представления главам департамента дорожного хозяйства и транспорта, администраций Оричевского, Свечинского, Лебяжского районов, гендиректору Даровского ДЭП № 14, директору КОГКУ «Дорожный комитет». Кроме того, муниципальными контрольно-счётными органами направлено 57 представлений, в правоохранительные органы передано 35 материалов. К дисциплинарной и административной ответственности привлечены 7 должностных лиц.

Информация об эффективности принятых мер будет размещена на сайте КСП позднее.

Результаты проверки были обсуждены на Коллегии Контрольно-счётной палаты при участии депутатов Законодательного Собрания области, представителей прокуратуры, Правительства области, контрольного управления Губернатора, ассоциации «Союз муниципальных образований», администрации Оричевского района, департамента финансов, департамента дорожного хозяйства и транспорта, Дорожного комитета. Коллегия согласилась с выводами, сделанными в ходе проверки, и рекомендовала учесть необходимость последующего контроля за устранением нарушений в плане работы на 2014 год.