Результаты деятельности

О результатах проверки господдержки малого и среднего бизнеса

Контрольно-счётной палатой Кировской области завершена проверка законности и результативности использования средств областного бюджета, направленных на государственною поддержку малого и среднего предпринимательства в Кировской области за 2010-2013 годы.

Контрольное мероприятие проводилось совместно с прокуратурой области и контрольно-счётными органами муниципальных образований. Проверкой охвачены все муниципальные районы и городские округа, объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Господдержка предпринимательства в проверяемом периоде осуществлялась в рамках областной целевой программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области». За 2010 – 2013 годы расходы областного бюджета по проверяемой сфере составили 1 130,4 млн. руб.

В реализации программы задействованы: департамент развития предпринимательства и торговли, органы местного самоуправления и объекты инфраструктуры развития предпринимательства: областной и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Реализация программы позволила получить положительный эффект, который выразился в росте числа субъектов малого предпринимательства, численности их работников, оборота продукции, объёма налоговых поступлений.

Областной Фонд на реализацию программных мероприятий в 2010-2013 гг. получил субсидии из областного бюджета на сумму 414,4 млн. руб. (в основном – на мероприятия по льготному кредитованию малого бизнеса). Помимо этого, путём предоставления Фондом льготных займов при помощи бюджетных средств 2006 – 2009 годов была сформирована система кредитных потребительских кооперативов. Проверка показала, что кредитная кооперация работает в большей степени на поддержку физических лиц, а не субъектов предпринимательства. Кооперативы выдают займы, как правило, по завышенным процентным ставкам, без целевого назначения. При этом у областного Фонда имеется значительная просроченная дебиторская задолженность кооперативов по возврату льготных займов (35 млн. руб.). Кроме того, нарушения и злоупотребления, выявленные контрольно-счетными органами и прокуратурой, свидетельствуют о низком уровне законности в сфере кредитной кооперации.

Исходя из этого, Контрольно-счётная палата предложила Правительству области исключить данное мероприятие из областной программы государственной поддержки предпринимательства.

Анализ деятельности областного Фонда указал, что результативность использования Фондом значительного объёма средств, полученных из областного бюджета (с 2008 г. Фонду перечислено 762,1 млн. руб.), не контролируется. Эффективность отслеживается только при первой выдаче льготных займов, контроль за последующими оборотами средств отсутствует. Распоряжение ими и получаемым от них доходом без надлежащего контроля является одной из причин того, что Фондом допускаются нарушения при осуществлении расходов на текущую деятельность (неправомерные расходы на зарплату, командировочные, оплата поддельных проездных документов, возмещение расходов без подтверждающих документов).

В Кировской области создано 25 муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, соучредителями которых являются органы местного самоуправления. Проверки выявили нарушения и недостатки в деятельности муниципальных фондов, которые не позволяют им эффективно реализовывать свой потенциал как элемента инфраструктуры развития малого предпринимательства.

Допускалась выдача займов предпринимателям, не представившим необходимых документов, предусмотренных правилами выдачи займов. Отсутствовал контроль за целевым и эффективным использованием заёмщиками полученных средств.

Установлены случаи расходования субсидий, полученных фондами из местных бюджетов, и займов, полученных от областного Фонда, на цели, не предусмотренные условиями получения средств, случаи неэффективного расходования субсидий, злоупотребления при использовании денежных средств.

Широко распространены нарушения при использовании фондами переданного им муниципального имущества: передача имущества в субаренду без согласия местных администраций, без оформления документов, без взимания арендной платы, использование имущества не по целевому назначению, неиспользование имущества.

Так, в Слободском фонде помещения бизнес-инкубатора (полученные от муниципалитета в безвозмездное пользование) не задействованы в процессе бизнес-инкубирования (основной деятельности фонда) и сдаются в аренду под магазины и оказание бытовых услуг. Доходы от аренды указанных помещений являются потенциальным источником доходов местного бюджета.

Большинство муниципальных фондов убыточны, имеют задолженность по заработной плате. Отдельные фонды вообще не ведут деятельности. Низкая эффективность работы фондов объясняется, в первую очередь, отсутствием контроля органов местного самоуправления – учредителей фондов.

При наличии широких полномочий у органов местного самоуправления нет заинтересованности в поддержке и развитии предпринимательства.

Недостаточны финансовые ресурсы местных бюджетов (даже с учётом незначительных субсидий из областного бюджета). По этой причине программы развития предпринимательства на местном уровне носят преимущественно декларативный формальный характер, не выполняются мероприятия и показатели программ.

Реализация большинства механизмов господдержки осуществляется через областные структуры: областной Фонд поддержки предпринимательства и департамент развития предпринимательства и торговли.

Органы местного самоуправления неэффективно реализуют свои полномочия соучредителей муниципальных фондов поддержки предпринимательства.

В целом ресурс малого бизнеса на уровне муниципальных районов остаётся не использованным и не обеспечивает экономический рост муниципальных районов.

Выборочной проверкой получателей господдержки, предоставляемой непосредственно департаментом развития предпринимательства и торговли, также выявлены нарушения, связанные с недостаточным контролем со стороны департамента. Установлено невыполнение получателями господдержки заявленных показателей, из-за чего бюджетные средства на сумму 2,1 млн. руб. использованы неэффективно. При этом средства на сумму 1,8 млн. руб. не возвращены в бюджет.

По результатам совместной проверки прокуратурой области и районными прокурорами направлено 58 представлений, возбуждено 5 уголовных дел, 20 административных производств, 6 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

Муниципальными контрольно-счётными органами направлено 41 представление и 1 предписание, 4 человека привлечено к дисциплинарной ответственности.

Контрольно-счётной палатой Кировской области направлена информация в Законодательное Собрание Кировской области, временно исполняющему обязанности Губернатора Кировской области, представление в департамент развития предпринимательства и торговли  Кировской области.

Результаты проверки были рассмотрены на Коллегии Контрольно-счётной палаты с участием председателя профильного комитета Законодательного Собрания области Туруло В. Н., заместителя Председателя Правительства области Мачехина Г. Н., главы департамента развития предпринимательства и торговли Ануфриева П. Н., представителей областной прокуратуры, контрольного управления Губернатора, ассоциации «Союз муниципальных образований Кировской области», областного Фонда поддержки предпринимательства. Коллегия приняла решение согласиться с выводами и предложениями, сделанными по итогам проверки

Информация о результатах принятых мер будет размещена на официальном сайте Контрольно-счётной палаты дополнительно.