Результаты деятельности

Результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению задолженности в бюджет 2012-2013 г.»

Контрольно-счетной палатой совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу реализации планов мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет области, а также по сокращению недоимки.

Результаты экспертно-аналитического мероприятия показали, что органами исполнительной власти и местного самоуправления Планы мероприятий в основном выполняются. Достигнуто  увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет от предприятий малого предпринимательства. Активизирована работа с населением по вопросам регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества.  А также  повысилась эффективность работы органов власти всех уровней по легализации скрытой заработной платы.
Однако итоговый результат реализации мероприятий не оказал значительного влияния на повышение поступлений доходов в бюджет.
По итогам 2013 года рост налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований в консолидированном бюджете области составил 107% (только в пределах инфляционного параметра – индекса потребительских цен 107,5%).

В области сохраняется значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, и большая часть  из них имеет низкий налоговый потенциал.  Основная часть налоговых и неналоговых доходов (61% по итогам 2013 года)  формируется  в городах Киров и  Кирово-Чепецк.  В них сосредоточено 76,7% объемов промышленного производства и формируется 78,8% прибыли прибыльных предприятий.
Доля межбюджетных трансфертов в структуре бюджетов муниципальных образований  области сохраняется на достаточно высоком уровне. В 2012-2013 годах  в бюджетах 65% муниципальных образований она составляла свыше 70%.

На территории 70% муниципальных образований реализуются различные инвестиционные проекты в сферах промышленности, сельского и лесного хозяйства, туризма и культуры, в социальной сфере и пр. Вместе с тем реализуемые на территории области инвестиционные проекты пока не играют существенной роли в наполнении доходов  местных бюджетов.

Одним из  резервов увеличения доходной базы бюджета является взыскание задолженности. Во всех муниципальных образованиях области в анализируемом периоде действовали межведомственные комиссии по вопросам сокращения недоимки по налоговым и неналоговым платежам в бюджет, созданные при администрациях районов и городских округов. В результате работы, проводимой органами местного самоуправления по сокращению задолженности в бюджет, за период 2012-2013 годов предприятиями-должниками погашена задолженность в общей сумме 773,6 млн. рублей. Однако принимаемые меры по сокращению задолженности и работа межведомственных комиссий не решили проблему ее роста в консолидированный бюджет области. Более чем в половине (55,5%) муниципальных районов (городских округов) отмечен рост задолженности в бюджетную систему Российской Федерации.

В целях стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на региональном  уровне оказывается поддержка в форме предоставления налоговых льгот. В связи с чем, сохраняется проблема уменьшения доходной базы регионального и местных бюджетов, связанная с предоставлением налоговых льгот.
Сумма налогов, не поступившая в 2013 году в консолидированный бюджет области в связи с предоставлением льгот (в том числе установленных федеральным законодательством), составила: по налогу на имущество организаций - 744,6 млн. рублей, или 36,9% суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет; по транспортному налогу – 85,3 млн. рублей (или 7,9%); по земельному налогу – 49,1 млн. рублей (или 4,5%); по налогу на имущество физических лиц – 211,6 млн. рублей (или 75,5%).
В настоящее время частным инвесторам  предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В целом наблюдается положительная тенденция увеличения частными инвесторами прироста налоговых поступлений в областной бюджет.
В то же время, как показали результаты экспертно-аналитического мероприятия Контрольно-счетной палаты по оценке эффективности действия льгот по налогу на имущество организаций и транспортному налогу,  в 2012 году треть  организаций, получивших льготы, снизили объемы налоговых поступлений, сократили объемы выпуска продукции и численность работающих.
Таким образом, существующая система налоговых льгот при отсутствии определенных условий их предоставления не стимулирует инвесторов к достижению результатов, заявленных в проектах, и снижает положительную отдачу льгот для бюджета.

Несмотря на проводимые мероприятия по оказанию финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, ресурсы малого бизнеса используются не в полной мере и не обеспечивают экономический рост муниципальных районов. В 2013 году в 50% муниципальных образований   отмечено снижение поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В 1/3 муниципальных образований  отмечено снижение поступлений единого налога на вмененный доход в среднем на 3-4%.

Результаты экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палаты области и Контрольно-счетных комиссий муниципальных образований, а также анализ выполнения Планов мероприятий, подтверждают наличие резервов по увеличению доходов бюджета от использования имущества, повышения эффективности деятельности унитарных предприятий, сокращения задолженности и повышения эффективности претензионно-исковой работы.

Реализация мероприятий по формированию полной базы данных по объектам недвижимого имущества, в том числе земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, является значительным ресурсом расширения налогооблагаемой базы для имущественных налогов. Как показали результаты экспертно-аналитического мероприятия, проблема своевременного выявления и последующей регистрации недвижимого имущества и земельных участков физических лиц в целях налогообложения характерна более чем для 70% муниципальных районов и городских округов.

Несмотря на  проведение плановых мероприятий по повышению роли имущественных налогов в отдельных муниципальных районах и городских округах сложилась отрицательная динамика поступления земельного налога и налога на имущество физических лиц. Снижение поступлений по земельному налогу (в среднем на 13,5%) и по налогу на имущество физических лиц (в среднем на 10%) сложилось в 1/3 муниципальных образований.

Итоги экспертно-аналитического мероприятия свидетельствуют о необходимости корректировки программ социально-экономического развития области и муниципальных образований с учетом меняющихся условий социально-экономического развития Российской Федерации и Кировской области.
Повышение эффективности использования внутренних резервов  муниципальных образований должно осуществляться за счет развития их экономики,  инфраструктуры,  повышения конкурентоспособности местных товаров и услуг, а также продолжения проведения демографической и социальной политики, направленной на повышение рождаемости, образования и качества жизни населения.

Отчет об итогах экспертно-аналитического мероприятия направлен Губернатору Кировской области, Законодательному Собранию, главам муниципальных районов и городских округов, а также рекомендован к рассмотрению органами местного самоуправления для принятия мер по повышению эффективности реализуемых Планов мероприятий в целях укрепления доходной базы местных бюджетов.