Результаты деятельности

Информация о результатах проверки объектов физкультуры и спорта областной и муниципальной собственности

Результаты проверки законности и эффективности использования бюджетных средств на строительство, реконструкцию и ремонт объектов физкультуры и спорта областной и муниципальной собственности в 2013-2014 годах, эффективности использования таких объектов, построенных (реконструированных, отремонтированных) с использованием бюджетных средств за период с 2009 года

Проверка проведена совместно с контрольно-счётными органами муниципальных образований Кировской области и прокуратурой Кировской области во всех 36 муниципальных районах и городских округах, получавших средства областного бюджета в проверяемой сфере.

Спортивная инфраструктура Кировской области с 2009 года получила значительное развитие. Вложения в неё в рамках областных программ за 2009-2014 гг. составили 1 781,2 млн. руб. Это позволило провести строительство и реконструкцию 22 спортивных объектов. Введены в эксплуатацию 11 новых спортивных сооружений. Проведён ремонт 42 муниципальных спортивных объектов в 30 муниципальных образованиях.

Выросло количество спортивных мероприятий и количество их участников. За счёт произведённых вложений обеспечен ежегодный рост доли населения Кировской области, систематически занимающегося физкультурой и спортом: с 17 % в 2009 г. до 24 % в 2013 г. Рост отмечен в большинстве муниципальных образований, однако в отдельных районах он остаётся на низком уровне. Например, в Опаринском, Котельничском, Малмыжском районах он составляет от 15 % до 19 %.

Результаты проверки свидетельствуют о недостаточной эффективности бюджетных расходов на строительство, реконструкцию и ремонт спортивной инфраструктуры.

По областным объектам выявлены отдельные нарушения и недостатки, допущенные при проектировании и строительстве, которые снижают качество спортивных объектов и препятствуют их нормальной эксплуатации.

Так, при проектировании и строительстве Дворца единоборств в г. Кирове были учтены не все необходимые нормативы, что не позволяет вести учебно-тренировочный процесс в тренировочных залах, находящихся в цокольном этаже. Средства для приведения цокольного этажа в соответствие с нормами (≈ 2,7 млн. руб.) в областном бюджете не предусмотрены.

Спроектированная и выполненная система отопления крытого тренировочного катка «Дымка» не обеспечивает необходимый температурный режим в раздевалках, зале хореографии и других помещениях (в настоящее время проектное решение изменено, завершается переустройство системы отопления).

Спортивные сооружения ВятОСДЮСШОР спроектированы и реконструированы с многочисленными отступлениями от норм (государственным заказчиком работ являлся КОГКУ «УКС»). Построена беговая дорожка нестандартной длины. Нерационально подобрано проектное решение по покрытию баскетбольно-хоккейной площадки, которая практически не используется. После сдачи объекта в эксплуатацию дополнительно за счёт ВятОСДЮСШОР произведены расходы на общую сумму более 1 млн. руб., которые могли быть меньше, если сразу учесть их в проекте.

На муниципальном уровне сохраняются системные нарушения и недостатки, допускаемые при использовании бюджетных средств на строительство и ремонт, которые выявлялись Контрольно-счётной палатой и ранее по объектам других отраслей (жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и др.).

Нарушения, связанные с выполнением работ по некачественной или непроверенной проектной документации, следствием которых является завышение стоимости работ, затягивание сроков, снижение качества, установлены в Лебяжском, Омутнинском, Кикнурском, Орловском, Кумёнском и других районах.

Ненадлежащие организация и проведение строительного контроля; приёмка невыполненных и некачественно выполненных работ.

Несоблюдение статьи 53 Градостроительного кодекса РФ – отсутствие строительного контроля или поручение строительного контроля подрядчику (с соответствующими фактами завышения стоимости работ и неправомерной оплаты строительного контроля подрядчику) отмечено проверками в Зуевском, Кумёнском, Лебяжском, Омутнинском, Мурашинском, Подосиновском районах.

Приёмка невыполненных или некачественно выполненных работ допускалась в Лебяжском, Омутнинском, Нолинском, Подосиновском, Уржумском, Свечинском, Кикнурском районах, городах Киров, Кирово-Чепецк, Слободской (всего на сумму 1 238,2 тыс. руб.). Так, при строительстве Омутнинского ФОКа с лыжероллерной трассой не были выполнены (но приняты и оплачены) озеленение обочины трассы и другие работы на общую сумму 650 тыс. руб. Неукреплённая обочина размывается, что создаёт угрозу разрушения трассы. Имеются и другие недостатки качества строительства: при благоустройстве плохо организован поверхностный водоотвод, протекает кровля ФОКа и т. д. (после проверки протечки кровли ликвидированы, другие недостатки устраняются в рамках гарантийных обязательств подрядчика с учётом сезонности работ).

Непредъявление штрафных санкций за несвоевременное или некачественное выполнение работ.

Администрацией Омутнинского района вместо предъявления подрядчику, несвоевременно выполнявшему работы по строительству ФОКа, неустойки был неправомерно продлён договорной срок выполнения работ, который также был нарушен, и неустойка вновь не предъявлена (всего администрация района не предъявила неустойку, предусмотренную контрактом, на сумму 2,9 млн. руб.).

В Свечинском районе вместо взыскания неустойки оформлялись «задним числом» договор о расторжении контракта либо недостоверные акты приёмки выполненных работ. В результате таких действий муниципального заказчика в 2012 г. не было завершено устройство беговой дорожки, а её состояние на момент проверки свидетельствует об утрате вложенных в работы средств (272 тыс. руб.).

Построенные и отремонтированные муниципальные спортсооружения часто используется неэффективно (либо не используются). Анализ причин неэффективного распоряжения свидетельствует о недостатках при планировании бюджетных средств на строительство, ремонт и комплектацию спортивных объектов – без учёта перспектив их дальнейшего использования и специфики эксплуатации.

Так, в Лебяжском районе в 2012 г. был отремонтирован спорткомплекс в с. Красное (стоимость работ 1 млн. руб.). После ремонта спорткомплекс не эксплуатировался в течение 2 лет, а расходы на его содержание за это время составили 347 тыс. руб.).

В ряде случаев установленное в ходе ремонта оборудование не используется из-за отсутствия средств на его содержание (коммунальные услуги). В спорткомплексе г. Нолинска не эксплуатируются душевые и сауна, водонагреватель, на которые в ходе ремонта в 2012-2013 гг. потрачено 127 тыс. руб. Аналогично не используются отремонтированные душевые в спорткомплексах п. Оричи, г. Орлова, Лебяжского района.

Не в полном объёме задействовано приобретенное за бюджетные средства спортивное оборудование. Так, в ФОКе г. Котельнича не использовались беговые дорожки, велотренажёр и другое спортоборудование стоимостью 184 тыс. руб. (после проверки нарушение устранено).

В феврале 2014 г. управлением по физической культуре и спорту Кировской области для физкультурно-оздоровительных комплексов г. Омутнинска и п. Кумёны были приобретены (за счёт субсидий из федерального бюджета) комплекты спортивно-технологического оборудования стоимостью по 14 100 тыс. руб. (перечень оборудования определялся на федеральном уровне). Проверка показала, что в ФОК п. Кумёны из 129 наименований оборудования не используется 51 на сумму 8 866,4 тыс. руб. В настоящее время администрацией района рассматривается вопрос о финансировании пуско-наладочных работ по части оборудования, и проводится выделение земельного участка под спортивную площадку, на которой также будет установлена часть спортивно-технологического оборудования. В ФОК в г. Омутнинска оборудование не использовалось до октября 2014 года связи с поздним вводом в эксплуатацию.

Контрольно-счётной палатой отмечено, что на муниципальном уровне не всегда используется (и даже не рассматривается) возможность привлечения дополнительных средств на финансирование спортивных объектов за счёт доходов от оказания платных услуг населению.

Всего в ходе проверки Контрольно-счётной палатой и муниципальными контрольно-счётными органами выявлено 483 нарушения и недостатка на сумму 140,8 млн. руб.

В рамках совместной проверки органами прокуратуры Кировской области выявлено свыше 40 нарушений законодательства, в целях их устранения внесено 5 представлений, возбуждено 1 уголовное дело, инициировано 3 доследственные проверки, возбуждено 3 административных производства, подготовлено 3 проекта исковых заявлений в Арбитражный суд Кировской области о признании недействительными заключенных в нарушение требований закона дополнительных соглашений к муниципальным контрактам.

Результаты проверки были рассмотрены 30.12.2014 на Коллегии Контрольно-счётной палаты с участием Губернатора Кировской области Н. Ю. Белых, заместителя Председателя Законодательного Собрания Кировской области М. В. Курашина, заместителей Председателя Правительства области Д. А. Матвеева, Р. А. Береснева, и. о. начальника управления по физической культуре и спорту Кировской области А. А. Вострикова, представителей департамента финансов области и контрольного управления Губернатора. начальника отдела областной прокуратуры П. В. Матанцева, директоров ДЮСШ «Богатыри», ДЮСШ «Дымка»,                     ВятОСДЮСШОР, КОГКУ «УКС». В формате видеоконференции в Коллегии принимали участие главы администраций муниципальных образований и руководители муниципальных контрольно-счётных органов.

О результатах проверки проинформированы депутаты Законодательного Собрания области.